Центр изучения античности
И.С. Колпаков,
А.С. Стабровский
МУЗЕЙ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА
КАК ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
В толковом словаре В.И.Даля мы находим определение понятия музей: «Музей – собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств; хранилище». Следовательно, главное назначение музея – это быть хранилищем различных предметов…
Однако университетский музей, прежде всего, учебное, научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, которое в полной мере осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, искусства.
И главная функция вузовского музея – образовательная.
Музей способствует целенаправленной передаче знаний, тем самым формируя мировоззрение студентов и поэтому образовательно-воспитательная работа составляет важнейший элемент музейной коммуникации.
Являясь продолжением аудиторного курса, обучение музейными средствами имеет ряд дополнительных преимуществ:
- наглядность и предметность в процессе постижения основ естественных и гуманитарных наук, новизна среды обучения (снижение монотонности процесса заучивания), получение возможности конкретного общения с предметами изучения;
- изложение в доступной форме новейших достижений естественных и гуманитарных наук;
- знакомство с позицией ведущих ученых в области профильных наук;
- проведение одновременного анализа как узкоспециальных аспектов, так и широких обобщений взаимодействия природных и социальных законов в целом.
Кроме того, в музее студенты могут активно проявлять самостоятельность в суждениях, обсуждая самые невероятные гипотезы и предположения в развитии различных объектов и процессов.
Посещение музея и участие в его работе позволяет приобщить студентов к музейной культуре, воспринимать музей «как образ мира, в котором память сливается с разумом, а прошлое с настоящим».
В Музее истории Пермского университета прекрасно понимают, что сегодняшний день развития науки есть страница истории, которую мы все вместе пишем – это материальная и духовная память, которую мы оставим нашим потомкам. И быть летописцами эпохи – очень ответственная задача.
Помимо образовательно-воспитательной работы, в музее истории ПГУ налажена и научная работа, которая выходит далеко за рамки консультаций самых различных слоев населения – от школьников, студентов, научных и творческих работников.
Два основных фонда – исторический (это собственно история университета, его подразделений) и художественный (коллекции музея древностей и искусств, чудом сохранившиеся после большевистских реорганизаций и которые долгое время были просто не востребованы…) позволяют в двух плоскостях вести научные разработки, казалось бы совершенно друг с другом не связанные.
Музей – это далеко не архаика, где спокойно доживают свою жизнь документы ушедших эпох – это и не хранилище пусть и не забытых, старых вещей.
Активный интерес студентов проявляется не только во время занятий – лекций и семинаров. Но и в выборе темы научной работы (курсовой, диплома). Это замечательно, когда человек окунается с головой в далекую даль веков или просто оглянется на двадцать лет назад – большое поле для размышлений, анализа, сопоставления и появления неординарных выводов, основанных на изучении документов, экспонатов и времени, соответствующему им.
Сегодняшний Музей истории пермского университета – гуманитарно ориентированное учреждение. Такова специфика самой структуры Музея, ставшего правопреемником музея изящных искусств и древностей, сформированного при университете в 1916 году, в момент его открытия. Один из наиболее интересных фондов музея – собрание античных древностей, суммарная коллекция, сложившаяся из коллекций Эльтермана (Суручана), Пальникова и Святловского – собирателей древностей начала XX века. Такая обширная база способствовала формированию в начале века своего центра антиковедения в Пермском университете. Его появлению способствовали первые хранители Музея – исследователь античной культуры Б.Л. Богаевский, а также А.В. Шмидт, позднее работавший в Эрмитаже. Немалый вклад внесли и другие ученые – А.И. Вольдемарас (в будущем – премьер-министр Литвы), А.П. Дьяконов.
Новая эпоха в развитии пермского антиковедения наступила в 90-е гг. прошлого века. И сегодня можно отмечать тот факт, что определенным стимулом к формированию собственной антиковедческой школы стали коллекции Музея истории ПГУ, уникальные и имеющие не много аналогов в России.
Сегодня собрание греческих и римских антиков, а также египетские древности из Музея истории ПГУ – вновь под пристальным наблюдением ученых, как пермских, так и московских. Таким образом, Музей – вновь центр гуманитарной культуры, причем центр, заметный не только на пермском уровне, но и на национальном и мировом.
Почти наверняка дальнейшее развитие пермской классической истории и филологии будет связано с Музеем истории Пермского университета. Это накладывает дополнительную ответственность на тех, кто работает с коллекциями музея – и вселяет надежду на то, что преемственность в пермском антиковедении сохранится, как сохранится и стремление Пермского университета войти в общеевропейский культурный контекст.
|