Форма входа

Календарь новостей

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта





Суббота, 21.12.2024, 16:58
| RSS

Пермский государственный университет

Историко-политологический факультет

Кафедра Истории Древнего Мира и Средних веков

 

Адрес: Россия, г. Пермь, ул. Букирева 15 , корпус №2 ауд. 307 Индекс: 614000

Главная
Стабровский А.С. «От Нила до Понта Эвксинского» (Из опыта работы над выставкой)


С декабря 1998 по апрель 2000 г. в выставочных залах Пермской Художественной Галереи проходила выставка «От Нила до Понта Эвксинского», ставшая подлинным событием в культурной жизни города Перми и Пермской области. Первоначально экспозиция планировалась на три месяца, но проработала полтора года. Выставку посетило более 400 000 человек. С учетом обзорных проведено около 2 000 экскурсий. Кроме того, занятые выставкой залы ПХГ превращались то в место встречи общественности с учеными - историками и археологами, то в театральный зрительный зал. Доцент кафедры истории древнего мира и средних веков ПГУ В.М.Раков выступал с докладом «Две цивилизации – два мифа». Начальник Камской археологической экспедиции А.Ф,Мельничук представил сообщение «Культурные связи аборигенов Урала с древними цивилизациями». В залах выставки состоялся спектакль театра «Другого» (руководитель - А.Гарсия) – «Антигона» Софокла. Кроме того, актеры этого театра провели здесь два концерта: «Лирика древнего Египта» и «Античная лирика и эпос». В залах экспозиции директор Музея истории ПГУ А.С.Стабровский и научный сотрудник ПХГ искусствовед Т.Д.Шматенок организовали две встречи по теме «Темы античности в живописи и графике советских живописцев».

Экспозиция построена преимущественно на материалах из фондов Музея истории Пермского госуниверситета. Музей древностей и искусств до 1917 г. являлся неотъемлемым атрибутом любого Императорского университета России. До наших дней такая коллекция, созданная усилиями ученых и меценатов дореволюционной России, сохранилась только в Перми (Об истории создания коллекции древностей при Пермском университете в 1917-1918 гг. см.: Стабровский А.С. Из истории коллекции художественного фонда музея истории Пермского университета // Античность и средневековье Европы. Пермь, 1994. С.151-157.) . Относительно судеб других университетских музеев известно только, что эвакуированная во время первой мировой войны коллекция античных памятников Юрьевского (Дерптского) университета входит сегодня в собрание Воронежского музея изобразительных искусств. (Подробнее см.: Немировский А.И. Нить Ариадны. Воронеж, 1972. С.220234). Судьба пермской коллекции в советский период была исполнена самых драматических перипетий. Только в 1982 г. уцелевшие экспонаты были переданы с кафедры всеобщей истории в Музей истории университета.

Несмотря на понесенные потери, в коллекции насчитывается более двух тысяч единиц хранения, из которых атрибутирована половина. При подготовке экспонатов к выставке первоначальную работу по их атрибутации осуществляли студенты-историки под руководством автора статьи. Каталогизировать древнегреческую вазопись помогали ведущий сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филол.наук И.В.Шталь. научный сотрудник отдела искусства и археологии древнего мира ГМИИ О.Тугушева. С египетскими древностями работала заведующая Восточным сектором ГМИИ им.А.С,Пушкина С.И. Ходжаш. Результаты ее работы опубликованы в вышедшем в Швейцарии "Каталоге египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики (Berlev O., Hodjash S. Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Fribourg, 1998. 328 P.)». На выставке в ПХГ представлено 350 египетских и античных памятников из университетского музея.

В основу концептуального решения подачи материалов экспозиции была положена идея столкновения мироощущений обитателей древнего Египта и античных греков, а также - людей древности и человека современного. Художнику Михаилу Павлюкевичу удалось блестяще реализовать идею, заложенную и в названии выставки, и в проекте ее дизайна (автор концепции – А.С.Стабровский. Прим.редакции). Обе древних цивилизации близки по времени (в «египетском» зале представлены преимущественно экспонаты I тыс. до н.э.), но насколько они различны и взаимодополняющи по своим мировоззренческим установкам!

Дизайнеры экспозиции исходили из положения, что для древнего египтянина истинный дом – это могила, а окружающий мир воспринимался как пещера. Такие представления были обусловлены природно-климатическими особенностями долины Нила. Египет – это узкая полоса плодородной земли по берегам Нила, зажатая между пустынных плоскогорий. Вода как средоточие жизни и пустыня как средоточие смерти близки здесь как нигде. Воможно, поэтому египтян особо волновали проблемы взаимосвязи жизни и смерти, а в их мировоззрении необычайно большое значении получили проблемы смерти и загробной жизни. Душа древнего египтянина ощущала прошлое и будущее как бесконечность, а настоящее представлялось узкой гранью между двумя неизмеримыми гранями. Как известно, именно гробницы – визитная карточка цивилизации древнего Египта. В этом смысле египетская мумия может рассматриваться как символ перехода в бесконечность. Поэтому и художественное решение «египетского» зала выполнено в виде гробницы, где центральным экспонатом является мумия. Несмотря на то, что мумия нуждается в реставрации и относится к эллинистической эпохе, она вполне органически вписана в контекст гробницы, на стенах которой изображены «тексты саркофагов». Некая таинственная энергетика буквально пронизывает зрителя при тщательном рассмотрении мумии. В контекст зала-«гробницы» удачно вписаны стенды с амулетами, которые обычно клали в египетские захоронения.

Если египтяне были достаточно равнодушны к бренному бытию, то человек античности утверждал его всеми проявлениями своего культурного творчества. Переход во второй – «античный» – зал должен вызвать у посетителя смену настроения. Свет полдня – это краски царства Аполлона. Жизнеутверждающее мировосприятие греков, воспевающее светлое начало в человеке, красоту всего земного, нашло свое воплощение и в бытовой пластике, культовых вещах.

Здесь представлены три художественных центра вазописи – Коринф (VII-VI вв до н.э.), Аттика (V в до н.э.), греческие колонии Южной Италии (V-IV вв до н.э.). Эти три школы вазописи дают представление о разнообразии стилей изобразительного искусства в античном мире. Зрителя не может оставить равнодушным античное стекло, столь изящное и воздушное, что возникает вопрос: подлинники ли это и как они сохранились до нашего времени? Изящная в своей простоте терракота из причерноморских колоний поражает своим разнообразием. Здесь представлены и божества, и простые смертные. По этим керамическим статуэткам легко представить, как одевались греки, как причесывались.. ухаживали за лицом и телом, как они обустраивали свое жилище. Необходимо отметить и весьма колоритные театральные маски, миниатюрные копии которых было принято укладывать в захоронения. Неизменный интерес зрителей вызывали разнообразные по своей форме светильники, на которых (даже на светильниках!) изображались фигурки людей, животных, геометрический орнамент.

Третий зал экспозиции посвящен собирателям древностей, чьи коллекции легли в основу университетского собрания. Здесь представлены в основном рукописные каталоги царского генерала А.А.Пальникова. Большая часть экспозиции построена именно на материалах, входивших некогда в его домашний музей. В свое время национализированное собрание Пальникова было передано музею при вновь организованном Пермском университете. Поражает тщательность оформления каталогов генерала, где дается детальное описание вещи, представлен ее рисунок, указана цена. Экспонаты этого зала дают возможность вспомнить о коллекционерах прошлого, за счет собраний которых «укомплектованы» многие отечественные государственные музеи.

Автором этих строк проведено по выставке свыше 200 экскурсий и с полным основанием можно сказать, что она произвела на посетителей оглушающее впечатление. Перелистывая страницы книги отзывов, невольно поражаешься открытости людей самого разного возраста и социального положения. Одни умело высказывают слова благодарности, пытаясь осмыслить впечатление и значение экспозиции, другие не в силах сдержать захлестнувшие восторженные эмоции. Все это говорит о том, что выставка не оставила равнодушными пермяков и гостей города, не богатого подобного рода зрелищами. Выставка явно задела некие струны души, прорвала на какой-то миг окружающую нас мрачную повседневность. Радость познания, искренняя благодарность, лучащиеся со страниц книги отзывов или получаемые непосредственно от экскурсантов служат лучшей формой признания твоего труда. И, видимо, не случайно организаторы экспозиции «От Нила до Понта Эвксинского», подготовленной совместно Музеем истории ПГУ и Пермской художественной галереей, были отмечены губернаторской премией в сфере культуры и искусства за 1999 г. Эту награду можно рассматривать как признание вклада университетского музея в культурное развитие региона. Теперь не только галерея известна своими собраниями, но и коллекция университетского музея стала доступна широкому зрителю.


Copyright MyCorp © 2024