Римские штандарты выполняли две основные функции: сакральную и тактическую. В сообщениях античных авторов содержатся многочисленные упоминания об ужасе римлян перед утратой боевых значков как средоточий сверхъестественной силы «
numen». Потеря боевых значков вела к роспуску воинских частей. Уникальный случай сохранения легиона после потери знамен во время Иудейского восстания 66-70 гг. описан Иосифом Флавием (Bell.Jud., II, XIX, 9). Легат Цестий Галл для сохранения личного состава легиона XII Fulminata пожертвовал 400 добровольцами и легионными знаменами. Легион, против обычного, не был распущен, а только переведен в Каппадокию для постоянной дислокации. Возвращение потерянных знамен являлось важным поводом к войне и к празднику государственного значения. Так, для хранения возвращенных парфянами в 20 г. до н.э. знамен Красса Октавиан Август построил в Риме храм Марса Мстителя. Это событие нашло отражение в памятной денежной эмиссии. Возвращение значков армии Квинтилия Вара, утерянных в битве при Тевтобургском лесу, было одной из целей похода Германика на территорию зарейнской Германии в 16 г.
Знамена играли важную роль на религиозных праздниках, отмечаемых в армии. Дважды в год -
10 и 31 мая воины римской армии отмечали старый римско-италийский праздник Rosalia - день поминовения предков. Военная специфика этого праздника заключалась в том, что розами украшались не только могилы усопших, но и военные значки. Вот почему в армии этот праздник назывался Rosalia signorum. Кроме того, в общегосударственные праздники, а также в сугубо воинские “красные дни” календаря - день принесения присяги (3 января), день выплаты жалования новобранцам и увольнения ветеранов (7 января), в день рождения воинской части, а также в связи с парадами штандарты умащивали ценными маслами (Suet., Claud., 13), украшали гирляндами, а также боевыми наградами и лавровыми венками. Парадно снаряженные воинские значки изображены на триумфальных колоннах Траяна, на монетах, на надгробных памятниках некоторых знаменосцев и центурионов римской армии. Таким образом, несколько странное на первый взгляд сообщение раннехристианского писателя Тертуллиана о поклонении боевым знаменам в Римской армии (Tertul., Apologia, 16) имело под собой определенные основания. В памятных надписях, выбитых на камне , день рождения легиона называется днем рождения орла - ob natalem aquilae и днем рождения значков - ob natalem signorum.
Знамена в глазах солдат играли также особую роль в освоении чужого пространства. Знамена римляне вносили в завоеванные святыни врагов, что должно символизировать победу римского священного места римлян над священным местом противника. Так, взяв штурмом в
70 г. Иерусалим, римляне внесли знамена в главную иудейскую святыню - храм Яхве (Jos., Bell.Jud. VI, 1).
Знаменосцы играли важную роль в армейских ритуалах. На парадах, в присутствии полководца или самого императора они стояли возле трибунала перед сомкнутыми рядами войск. Знаменосцы на парад поверх униформы, следуя кельтской практике, одевали шкуры животных.
Известно, что в преторианской гвардии сигнифер одевал львиную шкуру, а сигнифер в легионе - медвежью. Не исключено, что известные археологам – исследователям римского лимеса шлемы с изображенными на них оскаленными пастями хищников являлись парадными шлемами римских знаменосцев.
Знаменосцы - сигниферы участвовали также в ритуальном очищении- люстрации – легиона после завершения военных действий. Под присмотром главного центуриона - примипила трое сигниферов приносили в жертву свинью, барана и быка.
Причастность к ритуальной сфере явно придавала знаменосцам особый авторитет в глазах остальных солдат. Не случайно именно сигниферы выступали хранителями солдатской «кассы
». До конца I в. в легионных лагерях существовал обычай хранить половину солдатских сбережений в подвале под знаменным святилищем. Каждое подразделение имела свой мешок с деньгами – «follis», за сохранностью которого и присматривал сигнифер.
Не удивительно. что знаменосцы , наряду с бенефициариями, спекуляторами и другими специалистами для особых поручений, составляли привилегированную часть солдатского корпуса. Они относились к категории принципалов, что освобождало их от повседневных солдатских обязанностей и обеспечивало прибавку жалования в
1,5 - 2 раза по сравнению с рядовыми.
Знамена, а прежде всего –
signa - занимали ключевые позиции в римском боевом порядке. Цезарь часто упоминает ante и post signani, т.е. войска, находящиеся перед и за боевыми значками. Приказы подразделениям к перестановкам также были связаны со знаменами. Через знаменосцев и горнистов передавались команды. С установки штандартов начиналась всегда разбивка лагеря, который воспринимался римлянами как маленькая копия Рима. Сигналом к свертыванию походного лагеря служила команда: “signa tollere”. По этой команде штандарты снимали, скручивая со специальных длинных насадок. Считалось серьезным предзнаменованием, если знамена слишком легко снимались с этих насадок и солдаты могли отказаться выступать из лагеря, ссылаясь на приказание богов остаться в лагере. Вообще, с “signa” были связаны многие команды в римском военном лексиконе.
Таким образом, рассмотрение боевых штандартов римских войск – а мы оставили в стороне персональные знамена, которые служили знаком властных полномочий отдельных категорий легионеров, и штандарты, которые являлись разновидностью офицерских боевых наград – демонстрирует сложную организацию имперской армии, подтверждает большое значение тактики в ведении боя римскими войсками, , огромную роль религии в жизни военных и важность военной символики в религиозной жизни римского государства.
Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела. Санкт
-Петербург, 1996.
Webster
G. The Roman Imperial Army of the First and Second Centuries A.D. London, 1969.
Parker H.M.D. The Roman Legions. N.Y., 1928.