ГЕРАКЛ, ТАРЕНТ, ФУРИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЮЗА ИТАЛТОТОВ В 70–Х ГОДАХ IV ВЕКА ДО Н. Э. (2 часть)
Избрание Геракла в этом качестве нетрудно объяснить. Этот мифологический
персонаж был тесно связан с Италией в целом и со многими полисами, входившими в
состав лиги, в отдельности28, что, безусловно, способствовало его
популярности в среде италийских греков. Кроме того, при выборе Гераклабожеством-покровителем лиги принимались во
внимание не только мифологические мотивы, но и политические: родство с Гераклидами
через Фаланфа (Сервий – Serv.
InAen. III, 551 – называет его восьмым после
Геракла) укрепляло связи Тарентаи всего
возглавляемого им союза со Спартой. Позднее, ко времени похода в Италию
спартанского царя Архидама, эти связи переросли в прочный альянс29.
Воинственный Геракл, вершитель подвигов, символизировал, кроме того,
преимущественно военный характер лиги, и в этом отношении выступал как
полноправный преемник Геры Лакинии30. Можно думать, что смена
покровительствующего божества не отразилась на унаследованных от прежнего союза
функциях и принципах организации. Главным противником для большинства полисов
италиотов, сохранивших независимость, оставались луканы, и решение задачи
коллективной безопасности и предотвращения луканской угрозы становилось как для
членов ослабленной или даже вовсе разрушенной Дионисием Старшим федерации, так
и для городов, не входивших ранее в ее состав (таковым, на мой взгляд, был
Тарент), важнейшей заботой.
Побудила италиотов к новой консолидации, вероятно, не существовавшая
постоянно луканская угроза, а некое конкретное событие. По моему мнению, им
могли оказаться предпринятое в 379 г. до н. э. Дионисием Старшим нападение на
Кротон и относящаяся, вероятно, примерно к этому же времени неудачная атака
тирана на Фурии (Ael. Var. Hist. XII, 61). Жители последних, будучи изолированы от других членов
союза, должны были искать поддержку в борьбе не только против державы Дионисия,
но и против италийцев и, как представляется, нашли ее у тарентинцев. Те, в свою
очередь, могли испытывать недовольство ростом влияния Сиракуз на Адриатике и
тоже нуждались в надежных сторонниках31.
Таким образом, альянс Тарента и Фурий строился на взаимовыгодной основе. Возможно,
первоначально в этом объединении Тарент не играл роль гегемона, а Фурии – подчиненного
союзника. Следствием признания равного статуса членов лиги могло быть помещение
союзного центра в Гераклею, которая некогда была их общей колонией (Strabo. VI, 1, 14. C. 264). Отголоском такого равенства в
более позднее время могло служить соперничество Тарента и Фурий, проявлявшееся,
например, в конфликте за право промантейи в Дельфах32.
Мне представляется, что процесс трансформации союза выглядел следующим
образом. Лишенная после захвата Кротона Дионисием внутреннего единства, которое
обеспечивал общесоюзный культ, симмахия распалась, и оставшиеся ее члены были вынуждены
искать возможность существования при наличии двух грозных соседей – италийцев и
сицилийской тирании. Новому этапу существования лиги италиотов положил начало
союз Фурий и Тарента (точнее, локального образования, которое возникло вокруг
Тарента и в состав которого в это время мог входить и Метапонт)33, покровителем
которого стал Геракл34, в начале 70-х гг. IV в. до н. э. Однако решать лиге
приходилось старые задачи, противостоя прежде всего натиску италийских народов.
Поэтому от прежней федерации были унаследованы организационные принципы и механизмы
функционирования35. Следовательно, не приходится говорить о союзе только
как инструменте гегемонистской политики Тарента и об изначальном доминировании
этого полиса в сформировавшемся объединении.
Примечания
1 Примером такого рода может служить смена культового центра и
божества-покровителя при трансформации Делосской симмахии в Афинскую архэ. См.,
например: Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород,
1991. С. 131.
2 Р. Вернер попытался оспорить эту датировку: WernerR. UntersuchungenzurGeschichteundStrukturdesItaliotenbundes // RomundderGriechischeOsten. Festschrift fьr Hatto H. Schmitt zum 65.
Geburtstag dargebracht von Schьlern, Freunden und Mьnchener Kollegen / Hrsg.
von Ch. Schubert und K. Brodersen unter Mitarbeit von U. Huttner. Stuttgart,
1995. S. 287-289. Однако его попытку нельзя признать вполне успешной.
Он, например, совершенно игнорирует свидетельство Полибия (II, 39, 1-7), которое является наиболее
важным для установления хронологии возникновении союза трех ахейских полисов.
Terminusantequem
для возникновения этого объединения, как нередко считается, служит 417 г. до н.
э.: MinarE. EarlyPythagoreanPoliticsinpracticeandtheory. Baltimore, 1942. P. 83; Larsen J. A. O. Greek
Federal States. Their institutions and history. Oxford, 1968. P. 96; Purcell N.
South Italy in the Fourth Century B. C. // CAH2. 1994. Vol.
6. P. 386. О времени
его формирования, которое относится к 430–420 гг. до н. э. см. также: Белох К.
Ю. История Греции. М., 1899. Т. 2. С. 130; Walbank F. W. A Historical Commentary on
Polybius. Oxford, 1957. Vol. 1. P. 226; Sartori F. Rapporti delle cittа
italiote con Atene e Siracusa dal 431 al 350 a. C. // Atti dell’ Istituto
Veneto di Scienze, Lettere ed Arti. Classe di scienze morali, lettere e arti. 1974.
T. 132. P. 622; Idem. Verfassungen und soziale Klassen in den Griechenstдdten
Unteritaliens seit der Vorherrschaft Krotons bis zur Mitte des 4. Jahrhunderts
v. u. Z. // Hellenische Poleis. Krise-Wandlung-Wirkung / Hrsg. von E. Ch.
Welskopf. Berlin, 1974. Bd. 2. S. 744; Banek K. Czy istniaіa Amfiktionia
Lakiсska? // Eos. 1987. Vol. 75, fasc. 1. S. 58; Idem. Amfiktionie staroїytne.
Krakуw, 1993. S. 118-119; De Sensi Sestito G. La funzione politica dell’Heraion
del Lacinio al tempo delle lotte contro i Lucani e Dionisio I // I santuari e
la guerra nel mondo classico. Milano, 1984. P. 45; Eadem. Il federalismo in
Magna Grecia: la Lega italiota // Federazioni e federalismo nell’Europa antica.
Milano, 1994. Vol. 1. P. 203, nota 30. Ср.: Beloch J. L’Impero Siciliano di Dionisio //
Atti della Reale Accademia dei Lincei. 1880–1881. Memorie della classe di
scienze morali, storiche e filologiche. Ser. 3. Vol. 7. P. 215; Wuilleumier P.
Tarante des origines a la conquкte romaine. Paris, 1939. P. 64; Ciaceri E. Storia
della Magna Grecia. Genova; Roma; Napoli; Cittа di Castello, 19402.
Vol. 2. P. 395; Meyer Ed. Geschichte des Altertums. Basel; Stuttgart, 19584.
Bd. 5. S. 129-130; Pugliese Carratelli G. Storia civile // Megale Hellas.
Storia e civiltа della Magna Grecia. Milano, 1983. P. 74. К сожалению, у меня не было
возможности познакомиться с работой Ф. Гинатти, в которой многие из затронутых
в моей статье вопросов рассматриваются специально: GhinattiF. Ricerchesullalegaitaliota // AccademiaPatavinadiScienze, LettereedArti. Classediscienzemorali, lettereearti. 1961–1962. Vol. 74.
3 По мнению М. Осанны, этот культ был новым, возникшим уже на
италийской почве и в большей степени по политическим мотивам: OsannaM. Sull’ubicazionedelsantuariodiZeusHomariosinMagnaGrecia
// Dialoghidiarcheologia.
1989. Ser. 3. Anno 7, № 2. P. 55.
О роли этого святилища в качестве союзного центра см. также: BanekK. ReligiaapolytikawstaroїytnejGrecji. OdepokimykeсskiejdoAleksandraMacedoсskiego. Krakуw, 1985. S.
63-64; Idem. CzyistniaіaAmfiktioniaLakiсska? S. 57; Idem. Amfiktionie staroїytne. S. 120-124; De Sensi Sestito G. Il
federalismo in Magna Grecia … P. 199.
Толкование эпитета Зевса Омария см., например: WalbankF. W. Op. cit. Vol. 1. P. 226.
4 De Sensi Sestito G. La funzione
politica ... P. 45.
5 По мнению Э. Чачери, которое является исключением в общем
хоре исследователей, нельзя понимать сообщение источников о завоевании Кротона
Дионисием буквально: CiaceriE. StoriadellaMagnaGrecia. Vol. 2. P. 441.
6 De Sensi Sestito G. La funzione
politica ... P. 50.
7 Дж. Де Сенси Сестито полагала, что собрание синодов – членов
союзного совета – было приурочено ко времени празднества в честь Геры Лакинии: DeSensiSestitoG. Lafunzionepolitica ... P. 46-48. Нет основания
отрицать возможность сохранения подобной практики в тот период, когда культовым
центром объединения стала Гераклея.