ГЕРАКЛ, ТАРЕНТ, ФУРИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЮЗА ИТАЛТОТОВ В 70–Х ГОДАХ IV ВЕКА ДО Н. Э. (1 часть)
Рассматривается эволюция лиги италиотов в 70–х гг. IV в. до н. э., в ходе которой на смену военно-политическому
объединению южноиталийских полисов, фактически распавшемуся десятилетием ранее,
в описываемый период пришел новый союз, заключенный первоначально между Тарентом
и Фуриями под влиянием продолжающейся сиракузской экспансии в Великой Греции.
Центральным в новом объединении стал культ Геракла, сменивший в качестве
союзного культ Геры Лакинии.
В истории полисных союзов Греции V–IV вв. до н. э. сложилась практика, в
соответствии с которой центрами не только религиозных, но и военно-политических
союзов становились святилища. Это могли быть и старые, авторитетные культовые
центры, и вновь основанные, отвечавшие нуждам формирующегося объединения. Божество,
почитавшееся в таком святилище, выступало в качестве покровителя федерации, и
его функции могли совпадать с теми, которыми, по мнению членов союза, должно
было обладать их политическое объединение. В некоторых случаях изменение характера
союза приводило к смене культового центра и божества-покровителя1.
Сказанное в полной мере может быть отнесено и к федерации греческих
полисов Южной Италии, сложившейся во второй половине V в. до н. э.2 Объединение
трех ахейских колоний – Кротона, Кавлонии и Сибариса – первоначально произошло
вокруг святилище Зевса Омария (Polyb.
II, 39, 6)3,
которое в начале IV в.
до н. э., когда число членов союза существенно возросло, в качестве
политического центра было замещено, по-видимому, святилищем Геры, расположенным
на мысе Лакиний на территории Кротона4. Однако в ходе конфликта 383–378
гг. до н. э. (Diod. XV, 15, 2; 24, 1) между
италиотами и Дионисием Старшим Кротон попал в руки сицилийского тирана (Dion. Hal. XX, 7, 3)5, а храм Геры Лакинии подвергся разграблению
(Ps.-Arist. Deausc. mirab. 96; Athen. XII, 58, 541 a-b) и, по-видимому, утратил свою политическую роль, хотя и
оставался крупным культовым центром еще и в римское время6. Таким
образом, союз италиотов лишился одного из важнейших элементов, поддерживавших
его существование после катастрофического для объединения полисов поражения при
Элепоре в 389–388 г. до н. э. по хронологии Диодора (XIV, 103, 1-4), и утратил единство
окончательно.
Однако позднее это политическое объединение было реставрировано, и доминирующее
положение в нем занял Тарент. Со слов Страбона (VI, 3, 4. C. 280) можно судить о том, что в конце
30-х гг. IV в. до н. э.,
во время пребывания в Италии эпирского царя Александра Молосского, союзное
собрание италиотов проводилось в Гераклее, где также проходило большое
празднество, общее для всех греков Италии, носившее, по-видимому, культовый
характер (th\nkoinh\n ёEllhЇnwntwЅntauЇt$ panhЇgurin, hБneГqojhХne№n ёHrakleiЇ# sunteleiЅnth\jTarantiЇnhj)7. Можно предположить, что это
празднество было связано с почитанием божества, выступавшего в то время в роли
покровителя союза.
Какому же божеству принадлежала эта роль? В современных исследованиях
такой вопрос, как правило, не ставится. Обычно историки говорят о «переносе»
культового и политического центра союза из Лакиния в Гераклею8, так
что возникает впечатление, будто речь идет только о смене места почитания Геры
как покровительницы лиги, а не о смене самого культа. Представление о
перемещении культа может быть отчасти оправдано тем, что главная задача
федерации полисов Южной Италии – борьба с военной угрозой со стороны италийских
народов луканов и бруттиев, которую символизировала воинственная Гера Лакиния,
– оставалась неизменной с начала IV в. до н. э., т. е. со времени, когда союз италиотов сложился
как военно-политическое объединение, направленное против луканов и Дионисия
Старшего (Diod. XIV, 91, 1). Кроме того,
имеется сходство в указаниях источников на общегреческие религиозные праздники,
проводившиеся в святилище Лакиния (e№pi\ LakiniЇ% t$Ѕ panhЇgureithЅj аHraj, ei№jhБnsumporeuЇontaipaЇntej ЎItaliwЅtai–Ps.-Arist. De ausc. mirab. 96) ивГераклее (th\n koinh\n ёEllhЇnwn twЅn tauЇt$ panhЇgurin – VI, 3, 4. C. 280), что
заставляет исследователей воспринимать их как одно и то же празднество, но
сменившее адрес9. Однако представить себе подобное перемещение
сложно уже потому, что функционирование святилища Геры на мысе Лакиний
засвидетельствовано для более позднего времени, когда оно, сохранив,
по-видимому, за собой исключительно культовую роль, превратилось в центр
религиозного союза – амфиктионии10.
Вопрос, поставленный в начале предыдущего абзаца, представляется совсем
не частным и тем более не праздным. Уже отмечалось, что божественный
покровитель союза являлся символом объединения, а его функции зачастую отражали
характер федерации полисов. Следовательно, смена функций могла свидетельствовать
о переменах, вызванных важными процессами в самомсоюзе. Представляется, что обращение к указанной
особенности общесоюзного божества может помочь понять сущность объединения италиотов
при доминировании Тарента, а также – и это особенно важно – выявить конкретные
механизмы трансформации лиги после поражений, понесенных от Дионисия Старшего.
Действительно, в силу недостаточности в источниках прямых данных об этом
процессе исследователи вынуждены ограничиваться констатацией перерождения
военно-политического объединения италиотов в гегемонистский союз во главе с
Тарентом. Реконструкции же конкретного хода событий, вызвавшего упомянутое
перерождение, опираются на разрозненные, скудные и порой противоречивые
свидетельства и потому весьма гипотетичны.
Обыкновенно считается, что после разгрома союза Дионисием Старшим,
который сопровождался переходом под власть тирана наиболее значительных полисов
италиотов – Кавлонии, Гиппония, Регия и Кротона, уцелевшие члены лиги, в том
числе Фурии, сгруппировались вокруг единственного оставшегося крупного и
процветающего греческого государства – Тарента11. Политическим
центром этого нового объединения стала Гераклея, колония Тарента (Diod. XII, 36, 4; Strabo. VI, 1, 14. C. 264), и это, по мнению ряда авторов12,
было единственной уступкой доминировавшего в лиге Тарента прочим союзникам. Но
Э. Чачери и Ф. Сартори возражали против такой трактовки причин выбора Гераклеи на
роль общесоюзного центра, предпочитая объяснять его стратегическим положением Гераклеи
и необходимостью защиты ее13.
Вариантом изложенной точки зрения является, например, мнение Дж. Де Сенси
Сестито о том, что переход Фурий под власть луканов следует относить ко времени
последней войны сицилийского тирана против Карфагена, завершившейся уже при его
преемнике – Дионисии Младшем (Diod.
XV, 73, 1; XVI, 5, 2, где эти события
датируются 368-367 гг. до н. э.)14. Результатом завоевания этого
полиса стало окончательное крушение прежнего союза италиотов, сложившегося в
начале IV в. до н. э. и
теперь лишившегося всех своих важнейших участников. Это обстоятельство
позволило Таренту, вмешавшись в ход событий, использовать ситуацию в
собственных интересах – для установления гегемонии над лигой и превращения ее в
инструмент своего влияния в Великой Греции15.
Р. Вернер, напротив, утверждал, что союз италиотов, формально прекратив
существование после битвы при Элепоре, был воссоздан под гегемонией Тарента
благодаря деятельности Архита в 70-х и 60-х гг. IV в. до н. э.16
По предположению М. Сорди, поддержанному и другими исследователями, федерация
италиотов распалась уже после поражения при Элепоре, которое она относит к 390
г. до н. э.17, вследствие заключения Дионисием Старшим сепаратных
договоров с каждым из входивших в объединение полисов. Эти договоры
устанавливали автономию греческих городов, что не предусматривало возможности образования
ими союза18. К. Сабаттини, принимая во внимание важность для судьбы
лиги упомянутых соглашений с сицилийским тираном, пыталась, впрочем, доказать ее
жизнеспособность, проявившуюся, в частности, в противостоянии политике Дионисия Старшего даже
после поражения войск союзников-италиотов в битве при Элепоре19.
Стоит упомянуть и о том, что среди исследователей не существует единства в
определении состава объединения к моменту его распада (например, большинство
вопреки отсутствию прямых данных склоняется к мнению о том, что Тарент выступал
в качестве члена лиги еще до битвы при Элепоре20) и времени, когда
его вынуждены были покинуть отдельные полисы, в том числе и такие значительные,
как Кротон21 и Фурии22.
Очевидно, что интерпретации современными историками событий, связанных с
трансформацией военно-политического объединения греков Южной Италии, совпадая в
том, что касается этапов эволюции союза, существенно расходятся в трактовке
деталей этого процесса. Причиной этого различия может выступать известная
скудность сведений в источниках, описывающих события 80-х и 70-х гг. IV в. до н. э. Но дело
заключается не только в фрагментарности и недостаточности информации, но и в
том, что античные свидетельства подталкивают интерпретатора фактов к совершенно
противоположным выводам: как о сохранении союза италиотов и преемственности двух
этапов его эволюции, разделенных катастрофическим поражением при Элепоре, так и
об упадке и разрушении этого объединения и последующем его восстановлении.
В этой работе я попытаюсь изложить некоторые предварительные соображения
относительно трансформации лиги италиотов в указанный период, отталкиваясь от
решения вопроса о том, какой бог стал покровителем этого объединения после Геры
Лакинии.
Представляется, что помощь в получении ответа на поставленный вопрос
может оказать нумизматика. Среди монет Тарента исследователи выделяют группу
монет, получивших название союзных. Это серебряные диоболы, представляющие
собой копии монетных выпусков Гераклеи23 и начавшие чеканиться с 380
г. до н. э.24 На аверсе они несли изображение головы Афины или,
реже, Геракла, а сюжетом для сцены на реверсе служил один из подвигов Геракла25.
Среди них были как те, которые относились к канону двенадцати (немейский лев,
кони Диомеда), так и находившиеся вне его (Геракл и змеи, Геракл и Антей).
Кроме того, Геракл мог быть изображен на монете стоящим или сидящим в спокойной
позе.
Подвиги Геракла были в то же самое время одной из популярных тем в
росписи апулийских ваз, причем сюжеты, используемые в вазописи и при чеканке
монет, как правило, совпадали26. Геракла, по свидетельству Гесихия (Hesych. s. v. 'EridaЇntaj), почитали в Тарента под прозвищем 'EridaЇntaj, т. е.
«воинственный». Высказывалось предположение, что именно в этой ипостаси он стал
эпонимом Гераклеи27. Наконец, по заказу тарентинцев в их городе
Лисиппом была сооружена колоссальная статуя героя (Plin. Mai. Nat.
Hist. XXIV, 40; Plut. Fab. Max.
22, 8; ср.: Liv. XXVII, 16, 8). Все эти
данные, собранные воедино, позволяют предположить, что именно культ Геракла стал
главным в новом объединении италиотов.