СОЮЗ ИТАЛИОТОВ В СЕРЕДИНЕ IV ВЕКА ДО Н. Э. (5 часть)
В ряд аргументов, косвенно свидетельствующих о том,
что Кротон, прежний член и лидер союза италиотов, остался после освобождения от
власти Сиракуз за пределами этого объединения, может быть поставлена и судьба
святилища Геры Лакинии. Ведь оно, несмотря на сохранение своего авторитета,
богатства и влияния в качестве одной из главных святынь италиотов49,
утратило роль политического центра лиги, уступив его Гераклее в Лукании (Strabo. VI, 3, 4. C. 280).
Однако распространение в городе союзных монет –
серебряных диоболов с изображением Геракла, сражающегося с Немейским львом, –
свидетельствует как будто, напротив, о сохранении связей Кротона с объединением
италиотов50. Правда, датировка их сравнительно поздняя: они относятся
к последней трети IV в. до н. э. и появление их,
возможно, связано с восстановлением лиги южноиталийских полисов при Александре
Молосском.
Таким образом, можно предположить, что заключенный в конце
30-х гг. IV в. до н. э. договор между Римом
и Тарентом, зафиксировавший сложившиеся к тому времени сферы интересов и
влияний двух объединений – Римско-италийского союза и лиги италиотов,
свидетельствует в пользу того, что Кротон и другие греческие города,
расположенных южнее Лакиния, не участвовали тогда в объединении южноиталийских
полисов. Более поздние события подтверждают то, что дальнейшую судьбу Кротона его
жители связыви не с надеждами на гегемонию Тарента, а с поддержкой Сиракуз.
Меньше, чем о Регии и Кротоне, известно о двух других
полисах Южной Италии, на которые распространялся контроль сиракузских тиранов,
– Гиппонии и Кавлонии. Гиппоний после разрушения Дионисием Старшим был в 379 г.
до н. э. восстановлен карфагенянами, заключившими ранее союз с италиотами (Diod. XV, 15, 2; 24,
1). Эти факты ставятся обычно в зависимость друг от друга, и возрождение
города, вновь присоединившегося, как иногда считают, к союзу южноиталийских
полисов, объясняют сближением пунийцев и греков Италии51. Однако в середине
IV в. до н. э. город оказывается под властью италийского
народа бруттиев, занявших кроме Гиппония ряд других городов, в том числе
Сибарис (Diod. XII, 22, 1, где этот факт приводится в контексте описания
событий 445 г. до н. э., но упоминание бруттиев позволяет отнести его к IV в. до н. э.), Терину и Фурии (Diod. XVI, 15, 2, где
это сообщение дается под 356 г. до н. э., хотя, вероятно, описываемые события
заняли более продолжительное время; ср.: Strabo. VI, 1, 4. C. 255; Just. XXIII, 1, 13-16). Затем им овладел Агафокл, возможно, лишив
контроля над городом бруттиев (Diod. XXI, fr. 8)52.
Таким образом, город практически не оставался независимым, кроме, по-видимому,
небольшого периода после его восстановления карфагенянами, что, конечно, исключает
возможность продолжительного членства Гиппония в союзе италиотов в исследуемую
эпоху.
Данных в письменных источниках об истории Кавлонии
середины IV в. до н. э. нет. У Страбона (Strabo. VI, 1, 10. C. 261) есть упоминание о том, что в его время город
опустел, поскольку обитатели Кавлонии под натиском варваров покинули ее и
переселились на Сицилию, где основали новое поселение. Плиний Старший также
говорит только об остатках города (vestigiaoppidiCaulonis – Hist. Nat. III, 95).
Павсаний же сообщает (Paus. VI, 3, 12), что губительной для полиса оказалась война
между римлянами и Пирром, когда им овладели кампанцы, после чего город совершено
обезлюдел. Однако, по словам Ливия, Кавлония продолжала существовать еще во
время войны с Ганнибалом (Liv. XXVII, 12, 6; 15, 8; 16, 9). После разрушения в 389 г. до
н. э. Кавлонии Дионисием Старшим, депортации жителей в Сиракузы и передачи их
земель Локрам (Diod. XIV, 106, 3), по-видимому, не возобновлялась и чеканка
монеты53, которая могла бы свидетельствовать о политической независимости
полиса. Город, возможно, оставался под властью Локр или подобно другим
поселениям италийских греков попал в руки бруттиев. Поэтому говорить о его
членстве в союзе италиотов в исследуемое время вряд ли можно.
Итак, полисы италиотов, ранее состоявшие в лиге, после
освобождения от власти сиракузских правителей не восстановили, насколько
позволяет судить материал источников, своего членства в ней. Вместе с тем
заинтересованность их в военной поддержке в связи с усилением внешней угрозы со
стороны италийских народов несомненна, и в этой ситуации отказ войти в союз,
главным принципом которого была «коллективная безопасность», парадоксален. Для
Регия и Кротона, например, в середине IV в. до
н. э. более актуальным стало, по-видимому, поддержание связи с Сиракузами.
Разобраться в причинах смены центра политического тяготения для части
италиотов, думается, можно, проанализировав положение дел в самом союзе
южноиталийских полисов в исследуемое время.
Следует рассмотреть сведения о тех полисах, которые,
входя в союз италиотов, не были оккупированы правителями Сиракуз. Фурии после
упоминания Элианом неудачной попытки Дионисия Старшего, датируемой
приблизительно 70-ми гг. IV в. до н. э.54,
захватить этот город (Ael. Var. Hist. II, 61) появляются в поле зрения древних авторов в связи
с событиями середины того же столетия. Диодор сообщает о захвате Фурий
бруттиями (Diod. XVI, 15, 2). Однако эта оккупация, по-видимому, была
недолгой, поскольку в 40-х гг., как явствует из рассказа Плутарха (Plut. Timol. 16, 4),
жители Фурий уже вновь были независимы и вели войну с бруттиями. Это событие
может быть датировано 343 г. до н. э.55
Примечательно, что в этом сообщении херонейца нет ни
слова об иной военной помощи, кроме той, которую оказали фурийцам воины
вспомогательного отряда, отправленного из Коринфа на Сицилию к Тимолеонту. Указанное
обстоятельство обращает на себя внимание еще и потому, что, согласно Диодору (XVI, 61, 4; 62, 4; 88, 3), в то же самое время Тарент
воевал с луканами. Конечно, Плутарх, сосредоточенный на изложении перипетий
судьбы своего главного героя, мог не обратить внимания на исторические детали, непосредственно
не связанные с центральной темой жизнеописания, и потому в рассказе об отношениях
фурийцев со вспомогательным войском Тимолеонта не отразились другие события в
Южной Италии, в том числе упоминавшаяся Диодором война. Однако два
обстоятельства заставляют предположить, что в повествовании Плутарха нет ссылок
на участие Фурий в действиях союза италиотов во главе с Тарентом против
италийских народов из-за того, что фурийцы действовали совершенно независимо от
прочих италиотов. Во-первых, противники Тарента и Фурий названы в источниках
различно: у Диодора тарентинцы воюют с луканами, у Плутарха фурийцы – с
бруттиями, а во-вторых, развитие событий в Великой Греции в ближайшее к
описываемым событиям время обнаружило постепенное расхождение интересов тарентинцев
и фурийцев и отдаление Фурий от участия в делах союза италиотов. Возможно,
реализация принципа коллективной безопасности членов лиги перестала удовлетворять
фурийцев и они предпочли найти подобно жителям Регия нового гаранта своей
безопасности – им стал Тимолеонт.
В дальнейшем фурийцы поддержали Александра Молосского
во время его италийской экспедиции и сохранили верность союзу с ним и после
разрыва отношений между эпирским царем и Тарентом. Страбон сообщает, что Молосс
предпринял попытку перенести общегреческий праздник, проводившийся в
тарентинской колонии Гераклее, в Фурии (Ps.-Arist. Demirab. ausc. 96; Strabo. VI, 3, 4. C.280)56,
стремясь, очевидно, вывести его из-под контроля Тарента. После гибели
Александра, по свидетельству Юстина (Just. XII, 2, 15; ср.: Liv. VIII, 24,
16-17), тело царя выкупили и погребли жители Фурий. Оба свидетельства ясно позволяют
понять, чтофурийцы предпочли союз с эпиротом
своим прежним связям с Тарентом и образовали оппозицию тарентинцам в союзе
италиотов57.
Любопытные сведения об отношениях Фурий и Тарента содержит
дельфийская надпись Syll.3I, 295. Она представляет собой декрет, подтверждающий
дарованное ранее фурийцам право промантейи в Дельфийском святилище. Ж. Ру, предложивший
новейшую интерпретацию этого документа, считает, что предоставление Фуриямпромантейи «прежде всех италиотов»58
вызвало негативную реакцию Тарента, обладавшего тем же правом, и положило начало
соперничеству между городами. Конфликт сохранялся на протяжении нескольких
десятилетий и окончательное разрешение получил в 30-е гг. IV в. до н. э.59 благодаря постановлению,
которое закрепило за обоими городами право первыми обращаться к оракулу Дельф
на паритетных началах60.
В результате этого конфликта Тарент вынужден был
признать равный статус Фурий в отношении святилища в Дельфах, что, безусловно,
противоречило роли гегемона, которую играл полис тарентинцев в союзе италиотов
в описываемое время. Поэтому стоит вспомнить, что Тарент, по-видимому,
стремился использовать в целях сохранения своего первенства среди греков Южной
Италии как военно-политические, так и религиозные рычаги, контролируя не только
союзный совет, но и упоминавшееся уже празднество, проводимое в Гераклее (Ps.-Arist. Demirab. ausc. 96; Strabo. VI, 3, 4. C. 280). Именно
поэтому Александр Молосский счел, что нанесет серьезный удар по влиянию
тарентинцам, лишив их возможности держать в рукахth\nkoinh\n ёEllh/nwntwНntau/t$ panh/gurin. Возможно, выбор Молоссом Фурий
как нового места проведения игр был не случаен: к нему могло подтолкнуть
соперничество двух городов в религиозной сфере.
Таким образом, жители Фурий – города, который в начале
IV в. до н. э. не попал в руки сиракузского тирана и
поэтому, вероятно, дожен был сохранить членство в союзе италиотов, – в середине
того же столетия обнаружили неудовлетворенность действиями Тарента в качестве
гегемона союза и предпочли сближение с новой военно-политической силой в
регионе – Александром Молосским.
Еще одним греческим полисом, об отношениях которого с
объединением греков Южной Италии можно судить, был Метапонт. По сообщению Юстина
(XII, 2, 12), Александр Молосский заключил с жителями
этого города особый договор (cumMetapontinisetPoediculisetRomanisfoedusamicitiamquefecit), ставящий
метапонтийцев в один ряд с римлянами и педикулами. Это соглашение предполагает,
очевидно, установление особых отношений между царем и населением Метапонта, благодаря
чему последний выделяется спеди полисов италиотов. Вероятно, договор
требовался, поскольку никаких формальных отношений между Александром и
Метапонтом не существовало, хотя эпирот действовал в Великой Греции по
приглашению Тарента, главы союза италиотов (Liv. VIII, 24, 2; Strabo. VI, 3, 4. C. 280; Just. XII, 2, 1). Следовательно, можно считать, что
метапонтийцы не входили лигу61. Более того, ко времени экспедиции
Александра выход Метапонта из объединения был уже фактом, поэтому разрыв
отношений города с лигой должен быть отнесен не к 30-м гг. IV в. до н. э., а к более раннему времени.
Примечательно также, что в период между 350 и 330 гг.
до н. э. произошло уподобление монет, чеканившихся в Метапонте, фурийским62,
что свидетельствовало об отказе от ориентирования на тарентские образцы и
подтверждает предположение о разрыве с Тарентом и союзом италиотов.
Позднее, во время похода в Италию спартанца Клеонима,
город по-прежнему стремился к самостоятельности и независимости от лиги
италиотов. Во всяком случае, по словам Диодора (Diod. XX, 104, 3), он
пал жертвой коварного расчета спартанского стратега тарентинцев и оказался
захвачен Клеонимом. Дж. Урсо полагает, что именно в связи с этими событиями
следует говорить о попытке Метапонта выйти из объединения южноиталийских
полисов63. Однако по изложенным причинам представляется возможным отнести
его выход ближе к середине IV в. до н. э.
Таким образом, в источниках разрыв отношений Метапонта
с Тарентом и союзом италиотов отражен полнее, чем случай с Фуриями, хотя его причины
прямо не указываются. Вместе с тем упоминание о заключении дружбы и союза с
Александром позволяет предположить, что Таренту вновь предпочли другого союзника,
и это обстоятельство опять наводит на мысль, что политика тарентинцев в
качестве гегемонов лиги италиотов не отвечала интересам южноиталийских полисов.
Наконец, Гераклея, являвшася политическим центром
союза италиотов – местом заседания союзного совета (Strabo. VI, 3, 4. C. 280) – и колонией Тарента, не обнаруживала, подобно
другим полисам, сепаратистских тенденций. Но, по словам Ливия, она была
захвачена луканами, и отвоевать город удалось только Александру Молоскому (Liv. VIII, 24, 4). К
сожалению, точную дату утраты Гераклеей независимости установить невозможно.
За пределами исследования остается целый ряд городов –
Терина, Посейдония, Велия64 и другие, которые являлись членами
италийской лиги и о судьбе которых почти нет сведений в источниках. Но
приведенных в статье фактов, как мне кажется, совершенно достаточно, для того
чтобы составить верное представление о судьбе объединения италиотов в середине IV в. до н. э.