СОЮЗ ИТАЛИОТОВ В СЕРЕДИНЕ IV ВЕКА ДО Н. Э. (3 часть)
Дж. А. О. Ларсен выразил мнение, во многом близкое к
точке зрения Ф. Уолбэнка. Он точно так же полагал, что первоначальную Ахейскую
конфедерацию, возникшую из союза Кротона, Кавлонии и Сибариса и разрушенную
действиями варваров Италии и Дионисия Старшего, сменила конфедерация италиотов,
основанная на новых взаимных соглашениях24. Дж. А. О. Ларсен склонялся
к мысли о том, что полисы италиотов в период существования Ахейской
конфедерации создали объединение, особенности которого позволяют определить его
не просто как военный союз суверенных политических единиц, но как новую
политическую единицу – федерацию, «вполне развившееся» федеративное государство25.
Ф. Сартори расценивал объединение ахейских колоний в
Южной Италии как “новый шаг, ведущий к разрушению традиционного полиса”, связывая
тем самым явления социально-политической истории Великой Греции с
представлением о кризисе классического греческого полиса26. Этот
исследователь также подчеркивал, что процесс перестройки союза начался под влиянием
внешних обстоятельств и привел к расширению политического объединения италиотов
за счет новых греческих городов27. Ф. Сартори рассматривал лигу
италиотов как конфедерацию, отмечая, что полисный партикуляризм стал преградой
на пути объединения эллинов и образования государства в подлинном смысле слова28.
Следовательно, для Ф. Сартори переход от объединения ахейских полисов к более
широкому союзу италиотов не связан с изменением характера объединения. В обоих
случаях можно говорить, по мнению исследователя, о конфедерации полисов.
В новейших трудах по истории федеративного движения в
Южной Италии сохраняется возникший в предшествующие десятилетия интерес к
анализу эволюции политического объединения италиотов и выявлению сущности
союзных отношений на отдельных этапах его развития. Дж. Де Сенси Сестито
отмечала, что помещенные под 393 и 390 г. до н. э. сообщения Диодора (XIV, 91, 1; 101, 1) о создании союза италиотов
свидетельствуют о превращении прежнего, федеративного, объединенияахейских городовв симмахию, военный союз с низкой степенью
централизации и широкой автономией полисов. Реорганизация лиги заключалась
прежде всего в том, что на смену общим для всех членов первоначального объединения
законам и обычаям, заимствованным, по свидетельству Полибия (II, 39, 6), у ахейцев Пелопоннеса, пришли договоры, определявшие
взаимоотношения полисов, входивших в состав нового союза29. Как
явствует из слов Диодора (XIV, 101, 1),
главным в содержании этих соглашений стал принцип военной взаимопомощи в случае
внешней угрозы, направленной против одного из участников симмахии. Кроме того,
в обновленном союзе италиотов ахейского Зевса в качестве божества-покровителя
сменила Гера Лакиния, почитавшаяся с военными атрибутами, что, по мнению Дж. Де
Сенси Сестито30, соответствовало характеру нового объединения, а
святилище богини приняло на себя функции союзного центра, своеобразной столицы
лиги. Произошли изменения и в функционировании союзных органов31.
Наконец, сам союз расширился, поскольку под влиянием военно-политической
ситуации в Южной Италии многие полисы постепенно входили в его состав32.
Схожее воззрение на эволюцию союза италиотов выразил Дж. Урсо. В связи с
деятельностью в Италии Александра Молосского итальянский историк отмечал, что
объединение италиотовк этому времени
уже утратило характер koino\n (федеративного государства) и
превратилось в симмахию33.
Такая концепция развития союза италиотов, предложенная
итальянскими учеными, выглядит привлекательной в силу того, что является
результатом синтеза отдельных особенностей федерального движения греков Южной
Италии, выделенных антиковедами в предшествующие десятилетия, в стройную
систему, позволяющую выделить этапы эволюциилиги италиотов на протяжении всего ее существования, соотнося их
содержание с теоретическими представлениями о том или ином типе федеративных
объединений в древности. Однако представленная Дж. Де Сенси Сестито картина
развития объединения греков-италиотов явно противоречит указанию словаря Суды, согласно
которому союз южноиталийских полисов времени Архита определяется именно как koino\n. Но придавать этому факту роль решающего
контраргумента воззрениям Дж. Де Сенси Сестито и Дж. Урсо, по-видимому, не
следует34, ввиду известной нечеткости греческих понятий, связанных с
объединениями полисов: у Суды речь могла идти о союзе вообще, а не о конкретном
типе федерации.
Наконец, особого упоминания заслуживает версия К.
Банека, который считает, что вокруг святилища Геры Лакинии в VII-VI вв. до н. э.
сложилась амфиктиония. Позже, с ростом луканской угрозы, произошло объединение
полисов в оборонительный союз, избравший свои центром Лакиний. Лакинская
амфиктиония расширилась за счет инкорпорирования новых греческих городов в ее
состав и от решения культовых задач перешла к решению задач
военно-политических. Однако после разгрома лиги в битве при Элепоре и захвата
Кротона вместе со святилищем Геры Дионисием Старшим это объединение утрачивает
политические амбиции и в дальнейшем существует только как религиозное35.
Таким образом, независимо от определения сущности
Ахейской лиги на ранней стадии ее существования исследователи единодушны в
мнении о том, что в начале IV в. до н. э.
характер объединения италиотов изменился, приобретя черты симмахии. Ключевым
принципом его стала, судя по словам Диодора (Diod. XIV, 101, 1),
военная взаимопомощь членов лиги в случае нападения извне. Следовательно,
именно отражение реализации этого принципа в источниках должно дать основание
решать, существовал ли союз италиотов в тот или иной период времени.
Как известно, объединение южноиталийских полисов
испытало кризис в связи с понесенным от Дионисия Старшего сокрушительным
поражением. После битвы при Элепоре в 389 г. до н. э. сиракузский тиран
захватил часть полисов, входивших в союз, а с остальными заключил договоры,
предоставив грекам автономию. Иными словами, союз был фактически распущен36.
Некоторые исследователи полагают, что лига продолжала существовать и позже, попав
под влияние карфагенян37. Но все единодушны в мнении о том, что союз
возродился впоследствии под гегемонией Тарента, хотя механизм этого процесса
остается неясным. Есть ли основания считать, что в новых условиях объединение
италиотов функционировало в соответствии с тем же принципом, который может быть
условно определен как «коллективная безопасность»?
К сожалению, состояние источников не позволяет решить
этот вопрос исчерпывающим образом. В качестве аргумента в пользу того, что союз
во главе с Тарентом опирался на тот же принцип военной взаимопомощи, можно
привести рассказ Ливия об отношениях между тарентинцами и жителями Неаполя в 20-х
гг. IV в. до н. э. (Liv. VIII, 25, 7-8;
27, 2)38. Римский историк сообщает, что Тарент отправил
вспомогательный отряд грекам Неаполя, подчеркивая при этом осознание обоими
городами общности происхождения (GreciGrecos … expectabant – VIII, 25, 7-8). Примечательно, что тарентинцы оказали
помощь Неаполю в расчете на взаимность (speauxilii – VIII, 27, 2) и пришли в ярость, узнав о соглашении,
заключенном их союзниками с римлянами. В описанной ситуации, как
представляется, отражен тот же принцип военной поддержки, положенный в основу
союза италиотов. Использование указанного принципа в тарентино-неаполитанских
контактах 326 г. до н. э. позволяет предположить, что он не утратил своего
значения и в возрожденной под гегемонией Тарента лиге италиотов.