СОЮЗ ИТАЛИОТОВ В СЕРЕДИНЕ IV ВЕКА ДО Н. Э. (1 часть)
Предпринята
попытка проанализировать политическое состояние союза италиотов и выявить особенности
его эволюции в середине IV
в. до н. э. Автор приходит к заключению о том, что это полисное объединение в
исследуемый период фактически распалось, причиной чего стала политика,
проводимая Тарентом, гегемоном лиги. Формально же союз продолжал существовать, поддерживая
претензии Тарента на доминирование в Южной Италии. Ограничение военного
потенциала италиотов, внутренние неурядицы и рост варварской угрозы
спровоцировали обращение тарентинцев начиная с 40-х гг. IV в. до н. э. к помощи иностранных
стратегов, при одном из них – Александре Молосском – союз был восстановлен и
просуществовал до времени Пирра.
Существование союза италиотов – военно-политического
объединения греческих полисов Южной Италии – многократно засвидетельствовано
письменными источниками1. Однако данные об истории этого союза,
представленные в дошедших до нас свидетельствах, существенно различаются
объемом информации.
Главным источником по истории союза италиотов
выступает, безусловно, «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского, в
четырнадцатой и пятнадцатой книгах которой достаточно места уделено описанию
формирования и ранней истории этого объединения. События, связанные с историей
союза, излагаются в следующих главах: XIV, 91,
1 – возникновение симмахии для борьбы против Дионисия Старшего и луканов и
учреждение союзного совета - синедриона в 393 г. до н. э.2; XIV, 100, 1-5 – нападение войск Дионисия Старшего на
Регий, оказание помощи атакованным со стороны союзников-италиотов и соглашение
Дионисия с луканами в 390 г. до н. э.; XIV, 101, 1-4 –102, 1-3 – война жителей Фурий с луканами,
заключение мира с луканами при посредстве брата Дионисия Старшего Лептина,
разрушившее расчеты Дионисияна легкое
подчинение Италии и италиотов, ослабленных войной против луканов, в том же
году; XIV, 103, 1-105, 4 – экспедиция Дионисия Старшего в
Италию, осада Кавлонии, битва при Элепоре и поражение италиотов, заключение
мирных договоров между Дионисием и большинством эллинских полисов Италии на
условиях автономии италиотов в 389 г. до н. э.; XIV, 106, 1-3 – договор Дионисия с Регием, захват
Кавлонии, переселение ее жителей в Сиракузы на правах граждан и передача бывшей
территории кавлониатов Локрам в том же году; XIV, 107, 2-5 – разрушение Гиппония в 388 г. до н. э., ссора
Дионисия с регийцами; XIV, 108, 1-6 –
начало осады Регия Дионисием в том же году; XIV, 111, 1-4 – 113, 1 – завершение одиннадцатимесячной
осады Регия; XV, 15, 2 – заключение военного
союза между карфагенянами и италиотами для совместных действий против Дионисия
Старшего; XV, 24, 1 – восстановление
карфагенянами Гиппония в 379 г. до н. э.
Свидетельства Диодора подтверждаются и в некоторых
случаях дополняются данными других античных авторов (Дионисия Галикарнасского,
Полиена и прочих). Так, благодаряДионисию Галикарнасскому (XX, 7, 3), Титу
Ливию (XXIV, 3, 8) и Юстину (XX, 5, 1-3) становится известно о захвате Дионисием
Старшим Кротона, а в одном из рассказов Элиана (Var. hist. XII, 61) упоминается о неудачном нападении сицилийского
тирана на Фурии. Оба эти события пропущены в тексте «Исторической библиотеки».
Однако никакой другой источник не предлагает такого целостного, последовательного,
имеющего хронологические привязки описания событий в первые годы существования
союза греческих полисов Южной Италии.
Таким образом, в повествовании Диодора Сицилийского если
и не раскрывается собственно история союза италиотов во всей полноте, то систематически
фиксируются к отдельные ее сюжеты. Внимание Диодора привлекают события,
совершившиеся в Южной Италии на протяжении всего пятнадцати лет, с 393 по 379
г. до н. э., причем прямо упоминаются события только пяти лет – 393, 390, 389,
388, 379 гг. до н. э. Отчасти объяснить это обстоятельство можно, если
обратиться к проблеме источников Диодора. Вопрос об источниках, к которым
восходят конкретные сообщения Диодора, решается по-разному3, но в
целом согласно распространенному среди исследователей представлению сведения
сицилийского историка почерпнуты в произведениях Тимея и Эфора4,
рассказы которых в свою очередь восходят к почти полностью утраченному
историческому труду Филиста, современника и участника многих названных событий5.
Однако Филист, несмотря на свою приверженность тирании, нашедшую отражение и в
его сочинении, был изгнан Дионисием Старшим в 386 г. до н. э. (Diod. XV, 7. 3-4) или,
если верна синхронизация его изгнания с олимпийскими играми, в 388 г. до н. э.6
и большую часть своего труда написал в изгнании (Plut. Dion. 11)7.
Будучи далек в этот период жизни от политической деятельности и источников информации,
Филист оказался менее чем когда-либо осведомлен о ходе событий в Южной Италии,
после того как покинул Сиракузы и Фурии, где жил, по-видимому, некоторое время
(о пребывании Филиста в Фуриях сообщает Диодор – Diod. XV, 7, 4). Этим,
вероятно, объясняется то, что после 388 г. до н. э. – возможной даты его
изгнания – речь заходит о событиях в Южной Италии, происшедших только в 379 г.
до н. э., тогда как сюжеты, связанные с историей союза италиотов более раннего
времени, встречаются гораздо чаще8.
После упоминания о событиях 379 г. до н. э. в
изложении истории союза италиотов у Диодора возникает пробел в три четверти
века, и следующее сообщение, которое может расцениваться как свидетельство
существовани лиги, касается деятельности спартанского царевича Клеонима, совершившего
в конце IV в. до н. э. по приглашению жителей Тарента экспедицию
в Южную Италию, где он возглавил силы греческих полисов в борьбе с местными
народами, но позже был смещен союзниками с этого поста (Diod. XX, 105,под 303 г. дон. э.9: tou\j de\ Taranti/nouj kai\ twЅn aГllwn tina\j
... a№festhke/nai).
Сам союз в тексте прямо не упомянут, но twЅnaГllwntina\j можно отождествить с теми эллинами
Италии, о которых Диодор упоминает в предыдущей главе (XX, 104) и которые предоставили спартанцу значительные
военные контингенты и, кроме того, обладали правом сместить стратега,
командующего объединенной армией. Последнее обстоятельство позволяет предположить
существование публично-правовых норм, регулировавших отношения между
спартанским царевичем и италиотамина
уровне военно-политического объединения в рамках Южной Италии, в состав
которого входили не только жители Тарента и других греческих полисов, но и
южноиталийский народ мессапов (Diod. XX, 104). Можно думать, что тарентинцы, обратившись к
Спарте с просьбой прислать стратега и оказать военную помощь (Diod. XX, 104: TarantiЅnoi ... e№ce/pemyanpresbeuta\jei№jth\nSpa/rthn, ai№tou/menoiboh/qeiankai\ strathgo\nKlew/numon), оговорили правовое
положение приглашенного полководца как официального лица, которое должно
возглавить военные действия10. По-видимому, как и в случае с Пирром
несколькими десятилетиями позже (Plut. Pyrrh. 13), тарентинцы со своей стороны должны были
предоставить в распоряжение Клеонима деньги и войска, причем не только свои, но
и союзников. Таким образом, Клеоним в качестве стратега с фиксированным кругом
обязанностей и полномочий возглавил объединенное войско полисов италиотов и их
союзников, собранное для борьбы с луканами11, но именно такую цель и
ставили перед собой италийские греки, учреждая свою симмахию (XIV, 91, 1). Все это – приглашение полководца со строго
оговоренными в межгосударственном договоре функциями, формирование общего
войска греков-италиотов по обязательству перед приглашенным стратегом, общая
цель (борьба с варварами) – и позволяет предполагать в возглавляемом Клеонимом
объединении союз италиотов.
Отсутствие в «Исторической библиотеке» данных по
истории союза италиотов в период между 379 и 303-302 гг. до н. э. не может быть,
конечно, объяснено только состоянием исторической традиции, использованной
историком из Агирия12. Диодора привлекали в первую очередь более
грандиозные исторические события, происходившие в одно время с существованием
союза: крушение спартанской гегемонии, расцвет и падение державы Дионисиев,
возникновение македонского государства и его развитие при Филиппе II; они и послужили центральными сюжетами отдельных книг
его сочинения. Стоит вспомнить, что к истории италиотов сицилийский историк обращался
только в контексте деятельности Дионисия Старшего. Возможно, впрочем, и еще
одно объяснение того, что союз италиотов исчезает со страниц труда Диодора, – в
указанный промежуток времени союз италиотов утратил прежнее единство или даже
вовсе перестал существовать.
В рассматриваемый период указанные источники зафиксировали
только отдельные политические институты союза италиотов, что и позволяет
предполагать формальное существование этого объединения, однако, данных о
деятельности союза как единого политического организма в эту эпоху нет. В
частности, словарь Суды (s. v. 'Arxu/taj) сообщает, что знаменитый пифагореец Архит избирался
согражданами и соседними греками (twЅnperi\ e№keiЅnonto\nto/pon ҐEllh/nwn) стратегом-автократором и
долгое время стоял во главе союза италиотов. Примечательно, что Суда в отличие
от Диодора называет союз не summaxi/a, а koino\ntwЅn ¦ItaliwtwЅn. Большинство исследователей приурочивает период
расцвета политической деятельности Архита, в который он семикратно избирался
стратегом (Diog. Laлrt. VIII, 79), к 367 – 361 гг. до н. э.13
По-видимому, к этому же времени следует отнести и ситуацию, описанную у Суды.
Следующее известие принадлежит Страбону. Он сообщает о
переносе Александром Молосским общесоюзного собрания из Гераклеи, колонии
Тарента, в специально созданное укрепление на реке Акаландре (Strabo. VI, 3, 4. C. 280: ¦Ale/candroj ... e№ke/leue/ te kata\ to\n ¦Aka/landron
potamo\n teixi/zein to/pon, oАpou e№sointo aiё su/nodoi). Италийская экспедиция Александра приходится на
334-331/330 гг. до н. э.14, а реорганизация союза, которую он
пытался провести, может относиться ко второму этапу его пребывания в Великой
Греции – 332 – 330 гг. до н. э.
Наконец, о сохранении союза италиотов позволяет судить
уже разбиравшееся сообщение Диодора об экспедици спартанца Клеонима в 303 – 302
гг. до н. э.
Приведенные свидетельства дают возможность ограничить
отрезок времени, относительно которого не осталось сведений, касающихся
существования союза италиотов, и выделить в нем два почти одинаковых по
продолжительности периода: от Архита до Александра Молосского и от Александра
до Клеонима. Можно ли утверждать, что союз италиотов сохранялся в эти «темные»
годы? Если в границах первого из указанных периодов этот вопрос в известных мне
трудах специально не рассматривается, то относительно второго мнения
исследователей разделились: М. Ломбардо отмечает, что после экспедиции
Александра Молосского в источниках исчезают упоминания о существовании союза
италиотов15, а Дж. Де Сенси Сестито, Дж. Урсо и М. Интриери придерживаются
противоположного мнения16.Поэтому
мне хотелось бы обратиться к анализу состояния лиги именно в первый из
названных промежутков времени, в середине IV в. до н. э.