Категории каталога

А.В. Колобов [18]
С. В. Рязанова [12]
А. В. Заморяхин [3]
Д.В. Бубнов [13]

Форма входа

Друзья сайта





Пятница, 29.11.2024, 01:52
Приветствую Вас Гость | RSS
КИДМ ПГУ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Публикации сотрудников кафедры » С. В. Рязанова

1 часть) КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ПРИКАМЬЕ:ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Представляется необходимым отметить, что религиозная ситуация в  Прикамье является в полной мере актуальным предметом изучения, поскольку формируется как результат интенсивной деятельности значительного количества организаций, как обладающих официальным статусом, так и не имеющих такового. Можно с полной уверенностью утверждать, что в настоящее время в регионе присутствуют представители практически всех разновидностей так называемых «новых религий». Каждое из направлений, выделяемое исходя из специфики его догматической части, имеет собственную потенциальную группу «электората», на которую обращены их усилия и которая поставляет им – за незначительными исключениями – основное число последователей.

Трудность в классификации и изучении давно существующих в Прикамье и недавно появившихся новых религий заключена в следующих обстоятельствах: синтезный либо эклектический характер учения, не позволяющий четко разграничить разные доктрины в их догматической части; дрейф членов одной группы в другую, дополняемый так называемым феноменом «двоеверия», представляющим собой сочетание в мировоззрении двух и более систем верований, зачастую противоречащих друг другу в деталях. Последнее обстоятельство, в некоторой мере, преодолевается за счет тенденции «замораживания» роста многих из существующих в Перми религиозных организаций. Данная тенденция обеспечивается следующими закономерностями в формировании конфессиональной картины региона:

-                ограничение числа членов группы за счет практически полной выборки тех, на кого – явно или имплицитно – была рассчитана данная доктрина;

-                изменение стратегии поведения отдельных руководителей либо руководящей группы организации, что приводит к отпадению части членов;

-                рост настроений религиозного абсентеизма в том, что касается принадлежности к институциализированной группе, и стремление сформировать собственное религиозно-мифологическое отношение к действительности;

-                возврат части членов новых религиозных организаций в границы традиционных вероисповеданий.

Что касается догматической стороны появляющихся учений, то возьмем на себя смелость утверждать, что ее эклектический характер, большей частью, не только не преодолевается, но и доминирует. Это не в последнюю очередь обусловлено невысоким уровнем эрудиции большинства последователей в том, что касается религиозной составляющей культуры человечества, а также стремлением предельно упростить и популяризировать предлагаемое учение или методику.

Представляется допустимым использование еще двух вариантов типологий «новых религий». Первый связан с тем, насколько сама группа претендует на роль религиозной организации и может выступать в качестве таковой. В данном случае речь идет о достаточном количестве объединений наукообразного или игрового типа, которые не выражают притязаний на формирование религиозного мироотношения, но, тем не менее, выполняют такие функции религиозной системы, как смыслонаделительная, целеполагающая, аксиологическая, компенсаторная. Наиболее ярким представителем данной группы является организация «Млечный путь», которая не имеет внешнего организационного центра и существует как собрание активистов, имеющих своего лидера, наделенного элементами харизмы.

Отсутствие устойчивой системы положений веры компенсируется у членов группы сочетанием методов астрологии, учения Рейки, веры в ангелов и преобразующую силу молитвы и собственных представлений о креативной силе творчества, которая позволяет трансформировать внутреннюю сущность человека. Примечательно, что группа за прошедшее полугодие значительно сократилась по своему составу, но не изменилась по половозрастным характеристикам (женщины от 20 до 50 лет).  Оба наблюдателя отметили очень сильное сходство бесед внутри группы с психологическим тренингом. Аналогичную природу, на наш взгляд, имеют организация «Мир Грааля», Клуб практической психологии «Синтон», объединение последователей Дж. Р. Р. Толкиена, а также некоторые группы по изучению восточных единоборств.

Хочется здесь отметить группу «Миры Грааля» как одну из самых устойчивых организаций светско-религиозного характера, не имеющую положительной динамики роста, но сохраняющие свой состав и основной вид деятельности. Примечательно, что члены группы не считают себя религиозной организацией и представляются как клуб любителей чтения. По мере прочтения всего текста Абд-ру-шина часть членов покидает группу (по собственному желанию), и набираются новые слушатели, хотя не существует запрета на прохождение «курса» несколько раз. Учение делает попытки, отказываясь от религиозного и философского подходов, раскрыть сущностные связи мироздания на основе представлений о всемогуществе разума и человека. Имеет место эклектическое смешение понятий из разных источников с вольной интерпретацией положений христианского учения.

Необходимо отметить, что такого рода образования в дальнейшем могут быть более успешными в закреплении в социальном пространстве Перми, поскольку сочетают в себе потребность в осмыслении окружающей действительности с сохранением светского образа жизни. В какой-то мере они своей деятельностью заполняют ту нишу, которая возникла в результате временного ослабления системы дополнительного образования и структур, организующих досуг основной части населения.

Вторую разновидность, согласно данной типологии, представляют собой организации, имеющие устойчивую структуру, определенное разного рода параметрами членство и устойчивые догматические положения, имеющие своим источником модернизированные варианты традиционных учений. Данные образования наиболее соответствуют распространенному представлению о конфессиональной структуре. («Новый Завет», ИСККОН, «Сайентология», «Виноградник», «Благодать» и др).

Третья составляющая типологии объединяет так называемые «мистические группы», которые могут разниться по принципам организационного устройства, но объединены претензиями на освоение особого вида религиозного опыта. (Интегральная Йога, последователи Ошо Раджниша, Холософское общество, Братство фиолетового пламени и др.).  Мы придерживаемся той точки зрения, что мистический опыт любой природы находится не за пределами религиозного пространства, а, наоборот, представляет собой вариант чистого религиозного отношения, более свободного от мифологических привнесений, нежели «бытовые» варианты верований различных систем. Оговоримся, что и такой способ соотнесения верующего с Абсолютом не свободен в полной мере, как от влияния светской культуры, так и от воздействия архетипов коллективного бессознательного.

Существует еще один разрез, в границах которого можно разделить на группы существующие новые религии. Он более сложен для рассмотрения, но заслуживает внимания. Речь идет о сочетании религиозного, мифологического и светского компонентов системы. Так представляется возможным выделить:

-                организации, претендующие на актуализацию традиционной, автохтонной мифологии с элементами модернизации («Внуки Сварога», «Анастасия», «Русская йога») либо внедрение в отечественную культуру элементов мифологических практик Востока («Омкар Шива Дхам Ашрам», Интегральная Йога, Сурат Шабд Йога);

-                организации светского характера, выступающие за синтез науки и религии («Радастея», «Сайентология», «Транцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги»), и при этом претендующие на статус религиозной организации;

-                организации, претендующие на формирование непосредственно религиозного сознания (неопротестантские течения, ИСККОН, «Семья Божия».

Применительно к протестантским учениям представляется необходимым отметить, что само их выделение для протестантизма – в отличие от католицизма и православия – является достаточно спорным. Это объясняется изначальной установкой протестантизма на право свободного толкования Библии, что логически приводит к существованию бесконечно большого количества течений, не выходящих, тем не менее, за пределы данной ветви христианства. Единственным, как нам представляется, критерием здесь может служить соотношение традиционной догматической составляющей христианства, степени нестандартности их интерпретации под влиянием светских идей и мистической составляющей, как неотъемлемой черты современного протестантизма, наряду с элементами ремифологизации системы.

Так называемые неопротестантские группы представлены в Перми достаточно широко: имеются представители большинства направлений, распространенных на территории России и за рубежом. Несомненным преимуществом в изучении данной разновидности новых религий является высокая степень их открытости и массовость в отправлении культа. Большей частью представители описываемых организаций стараются приобрести официальный статус и максимально сравняться в правах и привилегиях с традиционными конфессиями региона. Позитивной стороной такого рода открытости является практически свободное посещение собрании любопытствующими и сторонними наблюдателями, высокая степень готовности приобщить новичков к доктринальному и культовому аспектам учения, практическое отсутствие предварительной подготовки для включения в число членов общины.

Протестантские течения ориентированы, прежде всего, на представителей молодого и среднего возраста, что не исключает участия в них представителей более старших возрастных групп. В отношении возрастных характеристик последователей представляется возможным выделить следующую закономерность – течения, возникшие в XIX в. и относимые исследователями ко второй «волне» распространения протестантизма в России (пятидесятники разных толков), чаще всего охватывают возрастную группу 35 – 60 лет, а зачастую -  и старше. Те течения, которые в хронологическом аспекте являются более молодыми, либо же появились на территории страны и региона в последние два десятилетия, оказываются более привлекательными для более молодых последователей, относящихся к возрастной группе 20 – 35 лет, а в некоторых случаях – и 17 – 22 лет. Важную роль в складывании возрастных характеристик групп играет личность лидера, причем необязательно харизматического плана. Лидер группы, как нам представляется, в возрастном плане представляет собой не одного из старших членов группы, а, скорее, своеобразную «золотую середину», и в этом качестве может служить посредником между различными возрастными слоями последователей того или иного учения.

Протестантские группы также можно разделить в зависимости от того, имеют ли они связи с зарубежными единомышленниками и – соответственно – насколько их собственная деятельность является самостоятельной. В качестве примера группы, тесно связанной с зарубежным центром, можно привести «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны). Координаторами деятельности церкви являются американские миссионеры, постоянно делегирующие своих представителей в Перми осуществляющие, наряду с собираемой десятиной, финансовую поддержку местной организации. Тем самым определяется высокий прозелитический настрой представителей общины, по-видимому, надеющихся на возможность роста пермской организации. Организационно община подчиняется Екатеринбургской миссии и делится на три прихода.

Данное сообщество включает в себя около 200 человек, что позволяет говорить о наличии тенденций роста группы. Приблизительно пополам группа делится на мужчин и женщин, больше частью – в возрасте 22 – 35 лет, значительную долю которых составляют студенты вузов города. Вместе с тем, есть и верующие старшего возраста, семейные пары с детьми, также вовлеченными в жизнь общины на уровне детских игровых групп. Община проводит регулярные воскресные службы, а также организует группы по изучению основного священного текста – «Книги мормона», куда допускаются все желающие. Наряду с культовой практикой члены организации включаются в разного рода внекультовую деятельность, чаще всего – светской природы (праздники, дискотеки, выезд в загородные лагеря, турпоходы, курсы по изучению английского языка, занятия хора, постановка мюзиклов на религиозные темы, добровольная трудовая повинность), ориентированную на возрастные особенности последователей.

Категория: С. В. Рязанова | Добавил: kidm-psu08 (13.12.2008)
Просмотров: 834 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024