Раздел 1. Вводная часть
Тема 1. Введение в курс.
Цель и задачи курса. Хронологические рамки курса. Предмет курса – исследование места в обществе и системы взаимодействия человека полисной эпохи с общественными структурами и явлениями. Источники к курсу. Значение лирики и драмы для изучения истории античного человека и общества.
Тема 2. Понятие о человеке и обществе в античности.
Понятие “человек”. Раскрытие его через систему оппозиций: эллин-варвар, свободный – несвободный, гражданин – негражданин, мужчина – женщина. Эллинство как этническое обозначение. Эллинство как термин культурного ряда. Полисная цивилизация в греческой истории. Понятие полиса. Полис как физическое явление. Организация полисного пространства. Человек и окружающий мир. Проблемы взаимодействия со средой. Накопление опыта отношения с миром и его реализация. Взгляд древнего человека на культуру. Аксиологическая система.
Раздел 2. Представление о происхождении мира и человека
Тема 3. Концепции происхождения мира и человека.
Концепции происхождения мира. Мифы творения. Гесиодовское представление о мире. Строение мира в мифах. Начало рационального толкования происхождения мира. Гераклит. Стоики. Эпикур. Лукреций. Представления о цикличном возрождении и разрушении мира.
Тема 4. Концепции эволюции мира и человека.
Происхождение людей, основные концепции. Концепция общественного регресса. Продолжительность существования человеческого рода и мнение о его изначальности. Представление о происхождении языка и о формировании коллективов людей. Концепция Платона. Эпикур и Лукреций. Позднеантичные представления. Движущие силы этих процессов (польза, опыт и т. д). Концепция общественного прогресса, переход от дикости к более высоким стадиям цивилизации.
Тема 5. Место человека в мире и античная эсхатология.
Особенности мышления древнего человека. Мифологический тип мышления. Миф и реальность, их неразрывное единство для древнего человека. История – продолжение мифа. Проблема историчности взгляда человека античной эпохи на мир. Картина мира у греков и римлян.
Мистическое отношение к миру в архаическую эпоху. Социальный скепсис. Представление о слабости и уязвимости человека. Исторические условия и причины формирования такого мироощущения. Представления о конце мира и жизни после смерти. Мистические культы. Экстатические культы. Орфики. Сохранение народных представлений о мире и человеке.
Искусство как отражение представления о мире. Искусство и природа. Подражание как один из основных критериев искусства. Проекты по переделке природных комплексов, овладение природой.
Раздел 3. Человек и божество. Сакральное в мире античности
Тема 6. Формирование и структура пантеона. Мир богов.
Происхождение богов. Боги и герои. Божественная власть. Образ жизни богов. «Смех богов». Поколения богов, их борьба. Две концепции происхождения представлений о смене божественных поколений (А. Ф. Лосев, Я. А. Голосовкер). Титаны и олицетворение природных сил. Боги как воплощение природных начал. Отсутствие всевластия богов. Представление о судьбе. Лукиан о богах. Синкретизм как форма существования античной религии. Представление о героизации.
Тема 7. Взаимодействие человека с миром богов.
Иерархия существ в мире. Антропоморфность богов. Физические отличия богов и людей. Отношения богов и людей. «Человек – собственность бога». Теодицея и богоборчество. Почитание богов. Храмы и культовые центры. Святилища и их типы. Религиозный характер праздников. Боги и колонизация. Обращение к богам. Варианты культов. Явление божественной воли. Оракулы. Способы прорицания. Мантика и професис. Толкование знамений. Приметы и знамения в жизни древних греков и римлян. Публичные и частные гадания. “Обман” божеством вопрошающих.
Тема 8. Кризис античной религии классической эпохи. Народная и «интеллектуальная религии».
Представление о божестве и античные рационализм и скептика. Абстрактное божество (логос и т. д.). Софисты. Кризис традиционных представлений о богах. Практика личного обожествления. Атеизм в античности. Эвгемер и его учение. Восточные влияния и культы.
Народные божества и народная религия. Низшие божества. Домашние божества. Проклятия. Профессиональная и частная магия. Магия и религия. Духовный кризис IV в. до н. э. и магия. Фиасы и культовые коллегии.
Раздел 4. Человек в общественной и повседневной жизни
Тема 9. Человек в общественной жизни.
Сфера общественной жизни. Обязанности человека перед общиной. Связь человека с общиной. Община – гарант прав человека. Общинные элементы в сознании и поведении. Соотношение коллективного и индивидуального в древнем обществе. Личность античного человека. Коллективная и частная собственность – проявление отношений личности и общины. Примат коллективного над личным, эволюция этого соотношения. Коллективное бесознательное и его проявления в жизни античного человека. Сознательная ориентация на общинные принципы. Система литургий. Свобода античного человека.
Исполнение магистратских функций. Понятие магистрата. Способы контроля. Гарантии от узурпации. Особенности положения магистрата (сакральный характер, полномочия, отношение к частным гражданам). Элементы половозрастного разделения в обществе. Молодежь в общественно-политической жизни и на военной службе. Конфликты молодых членов общины с основной массой граждан. Магистрат в своей семье. Объем власти магистрата. Магистрат под властью отца. Агон в общественно-политической жизни.
Игры и праздники. Общественные праздники как форма поддержания коллективного духа в общине. Человек на празднике. Характер праздников. Панэллинские праздники у греков, их функции и содержание. Принцип состязательности, его появление и аристократическая этика. Агон в общественно-политической жизни классической эпохи. Агональный дух греческой цивилизации.
Человек и его поведение вне дома. Контроль за человеком и его частной и общественной жизнью. Докимасии.
Тема 10. Человек в повседневной жизни.
Человек от рождения до смерти. Основные этапы жизни. Представление о продолжительности жизни и возрастах человека. Основные обряды, отмечавшие вехи жизни. Домашние и семейные обряды. Рождение, свадьба, похороны. Общественные похороны. Божества-покровители дома и семьи.
Жилище. Эволюция архитектуры частных домов. От землянок к перистильному дому. Типовая застройка. Особенности греческого дома. Части дома. Отражение социально-политических изменений IV в. до н. э. в бытовой жизни и архитектуре.
Семья. Цель создания семьи. Патриархальная семья. Отношения в семье. Распределение обязанностей в семье. Теоретические сочинения по ведению домашнего хозяйства. Дети-наследники. Старшие и младшие в семье. Жизнь человека до брака. Институт гетер. Интерьер дома и домашние животные. Домашние рабы и их роль в жизни семьи.
День античного человека. Время суток и характер деятельности. Труд и отдых. Отношение к труду. Трапезы. Досуг, роль досуга в жизни древних. Занятия в часы досуга. Исследования. Феномен античной интеллигенции. Уничижительное отношение к “агройкам”. Конфликт города и деревни и его особенности в античности.
Частная жизнь человека, ее открытость. Бытовые коллизии. Локальные объединения людей (демы, кварталы и т. д.) – малые социальные общности. Индивидуальные интересы и потребности. Их реализация.
Раздел 5. Человек во «внешнем» мире
Тема 11. Чужаки в античности.
Человек вне своей общины. Случаи, приводившие к этому (война, изгнание, путешествие и т. д.). Метеки и неполноправные категории местного населения. Статус чужаков. Бесправность и бессилие человека вне своего гражданского коллектива, необходимость поддержки. Межполисные связи. Социальная взаимопомощь и поддержка на межполисном уровне. Аристократия. Индивидуальные формы взаимопомощи. Ксены. Правовое закрепление взаимной поддержки граждан разных полисов и гарантий для чужаков. Проксения и асилия. Правовые основы межгосударственных взаимоотношений. Дарование гражданских прав.
Возникновение космополитических представлений, его исторические предпосылки. Стоики и киники. Представление о единстве человечества. Интерес к жизни варваров. Идеализация варваров, ее причины.
Тема 12. Человек и война в античности.
Война и человек. Ситуация, когда человек находился вне общепринятых норм этических и правовых. Отношение к войне в древности. Война – неотъемлемая часть жизни людей полисной эпохи. Нормы и правила войны. Понятие справедливой войны. Регулирование такой ситуации. Обряды очищения. Регламентирование связи общины с внешним миром. Фециальное право в Риме.
Изгнанники и их статус. Роль изгнанников в общественно-политической жизни полисов.
Раздел 6. Идеальный человек и идеальное общество
Тема 13. Учение о государстве в античности.
Этический характер представлений о государстве, возможность исправления власти и существующего строя. Теория круговорота политических форм (Платон, Аристотель, Цицерон). Теория смешанной конституции. Полибий. Идеальное государство в практике и теории, его характерные черты. Рационализм и государственное строительство. Тирания.
Тема 14. Учение об идеальном обществе и человеке в античности.
Роль воспитания в формировании человеческой личности в представлении древних. Проблемы воспитания и государство. Особенности античного воспитания и его цель. Система образования. Разница в педагогических подходах к проблеме воспитания у философов и риторов. Сократ как воспитатель. Педагогические идеи и опыт Платона. Привитие общегражданских ценностей. Воспитание правителя. Ксенофонт. Идеальный гражданин и идеальный правитель. Софисты и их идеи. Концепция сильной личности. Утопические идеи.
Контрольная работа представляет собой реферат, выполненный на основе рекомендуемой научной литературы и источников. Целью работы является расширение положительных знаний студента по рассматриваемому вопросу, отработка навыков анализа исследовательской литературы и источников, выявление важных тенденций развития античного общества и его культуры. При работе следует стремиться к всестороннему раскрытию рассматриваемого феномена, выявлять основные концепции, имеющиеся в научной литературе по исследуемой теме, обращать внимание на использование разных типов источников и приемы их анализа, суммировать накопленные в науке результаты и пытаться определить исследовательские перспективы.
Условный объем работы – до 12 страниц формата А4 (14pt). Студент самостоятельно выбирает тему реферата из предложенного списка. Если он намерен подготовить реферат по теме, отсутствующей в списке, то ему следует согласовать этот выбор с преподавателем.
1. Софистика и общественно-политическая мысль греков.
2. Философия и риторика о формировании человека.
3. Аттическое крестьянство и его ценности в комедиях Аристофана.
4. Проблема судьбы в античной трагедии.
5. Эврипид и софисты.
6. Общественные игры и их социально-политическая и культурная роль.
7. Учение об идеальном гражданине и правителе.
8. Городская архитектура в античности. Тенденции ее эволюции.
9. Театральные представления и их социально-политическая и культурная роль.
10. Учение об идеальном государстве.
11. Человек и боги: типы и особенности взаимоотношений.
12. Человек и война в античности.
13. Семейные отношения и социальные функции семьи по данным позднеаттической и римской комедии (Менандр, Теренций и Плавт).
14. Идентификация и самоидентификация античного человека по отношению к миру и обществу.
15. Античный рационализм и мистицизм. Особенности мифологического мышления.
16. Человек античности во “внешнем” мире. Античный космополитизм. Отношение к варварам.
17. Рождение исторической науки.
18. Пайдейя: система воспитания и образования древних.
19. Представление древних о происхождении мира и человека.
20. Человек и общество. Индивидуальность древнего человека.
21. Киники: отрицание общества или поиск новых форм общежития.
22. Тема судьбы и предопределения в античной драме.
|