Форма входа

Друзья сайта





Воскресенье, 24.09.2017, 22:23
Приветствую Вас Гость | RSS
КИДМ ПГУ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Публикации сотрудников кафедры » А.В. Колобов

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ


Процесс формирования государств неизбежно сопровождается созданием исторических национальных мифов . Часто важная роль в процессе их генерации принадлежит надлежащим образом интерпретированным фактам и сюжетам из древней истории и археологии . Одним из важнейших является миф о древности какой-либо нации на определенной территории, предполагающий ее ведущую роль в современной жизни государства. На пост-югославском геополитическом пространстве, где после распада федерации появились самостоятельные государства, процесс исторического мифотворчества прослеживается повсеместно, однако его варианты и формы проявления в политике различны.
Как известно, старейшим балканским «мифом происхождения», апеллирующим к древней истории, является теория иллирийского происхождения южных славян. Концепция иллиризма, разработанная Л.Гаем, была популярна среди хорватской и словенской либеральной интеллигенции 1830-40-х гг., однако преследования правительства, с одной сторны, и исследования лингвистов, с другой, превратили иллирийский миф в историографический курьез. После второй мировой войны монополией на иллирийское наследство надолго овладели албанские историки. Из научной литературы представление о иллирийском происхождении албанской нации и албанского государства перекочевало во все школьные и вузовские учебники.
Косово
Тема иллирийского прошлого в последние годы активно обсуждается в политических и академических кругах края Косово. После падения режима С.Милошевича в кругах умеренных косоваров родился план создания на территории края государства, независимого как от Сербии, так и от Албании. Впервые эту идею озвучил лидер Демократической лиги Косова И.Ругова, представивший 29.10.2000 на пресс-конференции в Приштине государственный флаг предполагаемого государства, где на голубом поле ниже двуглавого орла латиницей написано: «Дардания». Идею создания государства Дардании поддержал албанский премьер-министр Ф.Нано в интервью греческой газете «Элефтеротипия» от 17.12.2000 г. Общественная ассоциация «Дардания», демонстративно дистанцированная от всех основных политических партий и группировок края, выдвинула проект конституции для нового государства, выдержанную в либеральном духе, предусматривающую широкую автономию национальных меньшинств и интеграцию в единую Европу.
Политический брэнд «Дардания» в последние годы активно внедряется в массовое сознание населения Косова. Был образован «Дардания банк» с участием германского капитала. Этот банк, крупнейший в регионе, имел на момент создания в 2000 г. уставной капитал 2, 4 млн. марок ФРГ. В Приштине появилась в FM диапазоне радиостанция «Дардания».
Политики-сепаратисты стремятся обосновать тезис о том, что современные косовские албанцы являются прямыми потомками иллирийского племени дарданов – первопоселенцев Косова. Вот почему в университете Приштины под руководством академика М.Гарашанина в последнее десятилетие ведутся интенсивные археологические и исторические исследования, связанные с изучением античной Дардании.
Налицо рождение мифа, который политологи определяют как «миф древности» . Кончина в январе 2006 г. И.Руговы – признанного лидера умеренно-сепаратистских кругов и энтузиаста дарданского проекта - затормозила реализацию, но вероятность его осуществления как варианта решения Косовской проблемы сохраняется.
Впервые идея иллирийского происхождения древних обитателей Косова была выдвинута в конце 1960-х гг. авторитетным югославским антиковедом Ф.Папазоглу и поддержана некоторыми зарубежными исследователями. В последующем эта концепция была поддержана косовскими археологами, выводившими происхождение Глазинацкой культуру Железного века, сформировавшейся на территории Боснии, из Косова .
Ф.Папазоглу называет Дарданию одним из наиболее стабильных политических образований к северу от Македонии и говорит о дарданском царстве, существовавшем на территории современных края Косово и республики Македонии в III-I вв. до н.э. В качестве аргументов наличия у дарданов-иллирийцев государственности Ф.Папазоглу приводит наличие царской династии, монетной чеканки и ранних коллективных форм социальной зависимости . Поддерживая тезис о высоком уровне социально- политического развития дарданов, современная исследовательница древней Дардании Э.Шукри даже считает возможным говорить о городской фазе развития укрепленных поселений в IV-I вв. до н.э . В лингвистической литературе сложилось мнение, согласно которому Дардания в IV – VI вв. стала одним из регионов формирования древнеалбанского языка, а следовательно, и одним из очагов рождения албанского этноса .
Апелляция к иллиро-дарданской традиции позволяет выстроить косоварам собственный «миф древности», более древней, нежели у сербов. Этот миф призван стать пропагандистским обеспечением процесса легитимизации государства, создаваемого сегодня албанским большинством Косова.
Неожиданный рецидив возвращения к классической – иллиро-славянской – концепции иллиризма наблюдается у боснийского историка и археолога Э.Имамовича. Как государство Босния и Герцеговина возникло в результате самой длительной и кровопролитной из всех балканских войн конца XX века. Историческое прошлое народов Боснии и Герцеговины является сегодня предметом интенсивного осмысления учеными и политиками, большинство которых находится во власти национальных (сербской, хорватской, боснийской) исторических мифологий . Одна из тем современной боснийской историографии, имеющая явный политический подтекст, – выявление древнейшей этнической общности в регионе. Известный еще в федеративной Югославии археолог-антиковед Энвер Имамович посредством переосмысления популярной в середине XIX века теории «иллиризма» стремится доказать «иллирийское», то есть, «первородное» происхождение боснийцев-мусульман на северо-западе Балкан . Автор настаивает на этно-культурном континуитете между иллирийцами, начало присутствия которых в Боснии обычно связывают с археологической культурой железного века Глазинац, и мусульманами-босняками. Соответственно, корни боснийской государственности связываются с иллирийскими племенными союзами IV – II вв. до н.э., которые трактуются автором как самостоятельные государства. Таким образом, посредством апелляции к историческому прошлому доказывается право на политическое лидерство самой многочисленной этно-конфессиональной общины Боснии-Герцеговины.
Иллирийскому мифу происхождения, к которому прибегают, как правило, исследователи из мусульманских общин бывшей Югославии, противостоит мифологема автохтонного (не-илирийского) происхождения балканских славян, возникшая в конце XX в.
Одним из интереснейших примеров национального мифотворчества в современной истории Балканского региона является венетологическая теория, созданная в 1980-е гг. словенскими диссидентами – эмигрантами Й.Шавли, И.Томажичем, а также видным поэтом, драматургом М.Бором. Публикации этих авторов, излагающие альтернативную теорию происхождения словенского народа, были собраны в единую книгу «Венеты: первые строители Европейского сообщества», изданную в Вене сначала на немецком, а затем на словенском и английском языках (Šavli J., Bor M., Tomažič I., Unsere Vorfahren - die Veneter. Wien: Editiones Veneti, 1988;
Šavli J., Bor M., Tomažič I. Veneti - naši davni predniki, Ljubljana: Ed. Veneti, CGP Večer. 1989; .Savli J., Bor M., Tomazic I. Veneti: First Builders of European Community. Tracing the History and Language of Early Ancestors of Slovenes. Vienna: Editiones Veneti, 1996). На русском языке работа издана частично (Шавли Й. Венеты – наши давние предки. М.: изд-во «Москва», 2003), однако основные положения книги Й.Шавли, М.Бора и И.Томажича подробно изложены в работе П.В.Тулаева (Тулаев П.В. Венеты –предки славян. М.: Белые Альвы, 2000).
Для доказательства автохтонного происхождения словенцев авторы используют исторические и историко-лингвистические аргументы. Согласно мнению М.Бора, предложившего свою версию перевода этрусских табличек из Атесте, языки этрусков и венетов - древних обитателей восточноальпийского региона, относились к числу праславянских. Племя венетов, воспринимаемое официальной наукой в качестве восточных кельтов (), рассматривается Бором и его коллегами в качестве предков словенцев и славян вообще. По мнению М.Бора каринтийский диалект словенского языка непосредственно происходит от языка венетов. Венетов же автор находит не только в регионе между Альпами и Адриатикой, но и на территории французской Бретани, а также среди носителей Лужицкой археологической культуры в восточной Германии. В результате отрицается принадлежность словенского языка к югославянской группе языков и утверждается, правда, без должных оснований, тезис о его принадлежности к древнейшим западно-славянским языкам. Политически цивилизация венетов реализовалась, по мнению М.Бора и его коллег, в царстве Норик, преобразованном в середине I в. в одноименную римскую провинцию.
Венетическая теория, призванная внести высокий историзм в прошлое словенского народа, подчеркнуто европеистская и нацеленная против югославизма, стала своеобразным катализатором идеологического и политического размежевания в словенском обществе накануне распада федерации. Венетическая теория нашла приверженцев среди партий правого лагеря, в эмигрантской среде, тогда как у коммунистов встретила решительное осуждение как сепаратистская и западническая. В настоящее время ведущим венетологом является живущий и издающий свои работы в Канаде А.Амброзич ().
Венетическую теорию можно рассматривать как откорректированную версию популярной во второй половине XIX в. австро-славистской концепции И.Штросмайера, находившей колыбель славянства в дунайско-карпатском регионе.
Достаточно неожиданно славяно-венетический миф нашел поддержку среди македонских националистов. Историческая судьба Македонии близка словенской в том смысле, что в ней отсутствует национальная государственная традиция, нет наследственной аристократии. В эпоху средневековья Македония входила в состав Византии, Болгарии, Османской империи, позже - Сербии, а затем Югославии. Становление Македонии как независимого государства происходит в условиях притязаний Греции на часть македонской территории и даже на само название «Македония», а также претензий албанского меньшинства на политическую самостоятельность. Соответственно, греки оперируют древнемакедонским историческим мифом, а албанцы позиционируют себя как наследники иллирийцев.
В период существования социалистической Югославии македонская историческая наука безусловно поддерживала теорию славянской колонизации Балканского региона в VI в. и македонский национальный миф базировался на позиционировании Македонии как колыбели старославянской культуры и нерушимости братских уз с другими славянскими православными народами региона – сербами и болгарами.
После распада югославской федерации идеологическая борьба за историческое прошлое Македонии обострилась. В академической науке появились труды, где доказывается тезис о специфической этнической ситуации в регионе периода железного века, отличающего его от Илиирии и Фракии (Бриги).
На рубеже XX-XXI вв. живущий в Канаде историк-публицист Р.Стефов предпринял попытку сформулировать новый миф происхождения македонцев. Опираясь на теорию автохтонного происхождения древних индо-европейцев М.Алинеи (), Стефов рассматривает древних македонян как предков современных македонцев и, соответственно, настаивает на присутствии славян на Балканах с каменного века. Для обоснования своих взглядов Р.Стефов активно апеллирует к работам адептов венетической теории происхождения словенцев.
Подобно венетологическому концепту, теория славянского континуитета на Балканах опирается на недостаточную ясность этнического происхождения древних македонян (). Р.Стефов стремится убедить читателей, что язык и культура древних македонян не имели ничего общего с античными греками.







Категория: А.В. Колобов | Добавил: kidm-psu08 (07.10.2008)
Просмотров: 563 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017