Форма входа

Друзья сайта





Воскресенье, 28.05.2017, 15:12
Приветствую Вас Гость | RSS
КИДМ ПГУ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Публикации сотрудников кафедры » А.В. Колобов

ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИЛЛИРОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ИЛЛИРИИ ДОРИМСКОГО ПЕРИОДА

Рассматриваются развитие иллирологии – междисциплинарной сферы знания, касающейся древности северо-западных территорий Балканского полуострова - и основные проблемы истории региона до включения его в состав Римской державы.

 

«Иллирийский» раздел истории северо-западных регионов Балканского полуострова является одним из сложнейших в непростой этно-политической истории Балканского региона. Далекое прошлое территорий, входящих в состав бывшей Югославии и Албании, не только служит предметом исследования археологов, этнографов, лингвистов, историков, но и привлекает пристальное внимание политиков особенно в контексте актуализации «албанского» узла Балканского кризиса 1. Тема «иллирийского наследия» активно используется пропагандой противоборствующих сторон и сегодня.

Сторонники «Великой Албании», считающие себя единственными преемниками древних иллирийцев, претендуют на территории, когда-либо входившие в состав древней Иллирии. В результате обосновываются исторические права албанцев на край Косово в составе Сербии, на западные районы Македонии (район озера Охрид), на северо-запад Греции (Эпир) 2 .

Славянские националисты, в свою очередь, утверждают, что албанцы никакого отношения к иллирийскому прошлому не имеют, поскольку являются наследниками кавказских переселенцев-мусульман, появившихся на территории нынешней Албании лишь в XIV веке, а в других регионах, в частности, в Македонии и крае Косово , лишь в XX веке. Следовательно, претензии на самоопределение албанцев, проживающих в славянских государствах, не обоснованы3 . Каждая из сторон, аргументируя свою точку зрения, выборочно ссылается на античную традицию, а также на отдельные результаты лингвистических и археологических исследований.

Ярким показателем возрастания на Западе общественного интереса к предыстории балканского кризиса является тот факт, что поисковая система web.de (profi) обнаружила около 3 000 публикаций в зарубежном интернет-пространстве, касающихся древней Иллирии. В общественном мнении России, также весьма озабоченном событиями на Балканах, интерес к столь давней истории вопроса проявляется незначительно, по крайней мере, в ru.net. На наш взгляд, это объясняется устойчивостью славянофильских мифологем в массовом сознании россиян и традиционным для него дефицитом интереса к истории неславянских народов этого региона. В отечественном интернет-пространстве, которое в известной мере может рассматриваться как зеркало общественного интереса, мы не найдем материалов по древней и средневековой истории неславянских народов Балканского полуострова. В какой-то степени, дославянская история центральных и северных регионов Балканского полуострова, пожалуй, за исключением Фракии, остается своеобразным «белым пятном» и в отечественной специальной литературе. Особенно это касается древней истории северо-западной части Балкан: региона, называвшегося некогда Иллирией. Оформившаяся за последние сто лет в самостоятельную междисциплинарную отрасль знания иллирология в современной России не получила развития, а потому нам представляется важным проследить основные этапы развития этой науки и рассмотреть ее важнейшие достижения применительно к доримскому периоду иллирийской истории, т.е. до I в.до н.э.

Становление иллирологии приходится на XIX в, когда основным источником для исследователей являлись сочинения античных авторов: Геродота, Полибия, Варрона Страбона, Плиния Старшего, Аппиана, Диона Кассия и др.4. Сообщения античных авторов позволили приблизительно определить географические границы древней Иллирии, высказать первые суждения по ее этно-политической истории. Хотя единого мнения о границах региона у античных авторов нет, под Иллирией понималась территория между Дунаем на севере, Эпиром и Македонией на юге, Адриатическим море на западе и Фракией на востоке. Римские авторы понимали под Иллириком (именно такое латинское наименование имел регион, который греки называли Иллирия) территорию провинций Далмации и Паннонии. Обнаружилось, что географические и этнические рамки Иллирии не совпадали, т.е., не все племена в ней считались античными авторами илирийскими, с другой стороны, племена иллирийского происхождения обнаруживались греческими и римскими писателями и на Апеннинах, и в Элладе. Уже в литературе XIX в. высказывалось предположение, что древние иллирийцы были предками современных албанцев. Суждение это первоначально базировалось исключительно на констатации факта преемственности между иллирийскими и албанскими поселениями.

На рубеже XIX-XX вв. в связи с публикацией эпиграфических памятников из Иллирии на латинском и древнегреческом языках начинается следующий этап развития иллирологии. Благодаря эпиграфике выяснилось, что в период Римской империи существовало еще одно понимание Иллирика - как единой таможенной зоны, которая охватывала весь Балканский полуостров без Греции и Македонии 5. Внимание лигвистов особо привлекла часть эпиграфических данных, представившая массовый ономастический и другой языковой материал автохтонного происхождения. 1950-60-е гг. были периодом расцвета исследований, посвященных древнеиллирийскому языку6. Лингвисты установили преемственность между древнеиллирийским и современным албанским языками. Известный ь вклад в разработку данной проблемы внесли советские исследователи7.

Успехи сравнительного языкознания способствовали бурному развитию иллирологии в международном масштабе. В 1970-х гг. начались активные лингвистические и археологические исследования в Албании, где иллирийское прошлое стало рассматриваться как часть истории албанского народа8. Албанская школа иллирологии добилиась серьезных успехов, среди которых реконструкция расселения древних индоевропейцев на територии региона в результате комплексных археологических исследований памятников бронзового и железного веков, изучение процесса ранней урбанизации. Лингвисты выяснили, что граница между двумя современными языковыми диалектами - североалбанским и южно-албанским - проходит по границе античных регионов: Иллирии и Эпира. В то же время албанские исследователи без должных аргументов воспринимают древнюю Иллирию как единую этно-языковую зону, что позволяет рассматривать весь северо-запад Балкан как очаг расселения древних албанцев. Кроме того, как свойственно исторической науке в «романтический» период ее развития, в албанской литературе необоснованно удревняется период возникновения иллирийского государства (с XIII в.до н.э).

Серьезные иллирологические исследования проводились в 1960-80-х гг. в CФРЮ, особенно в Хорватии и Боснии-Герцеговине. Значимых успехов добились археологи. Обнаружены и изучены замечательные памятники, характеризующие этап появления индо-европейцев на северо-западе Балкан : могильник из нескольких тысяч курганов эпохи поздней бронзы и раннего железа в долине Глазинац близ Сараева, Ошаничи – грандиозное укрепленное поселение того же времени на боснийском участке р.Неретвы, обширный могильник железного века в Нине на Адриатическом побережье возле г.Задар, и др. В 1960-80 –х гг. в Югославии проводились многочисленные иллирологические научные конгрессы 9.

Реконструированы основные черты процесса индо-европейского расселения в северо-западной части Балканского полуострова: первая волна переселилась сюда с Дунайской низменности на рубеже III - II тыс. до н.э., составив субстрат иллирийского населения. Вторая – «фригийская» - волна индоевропейской миграции зафиксирована в XIV-XIII вв.. и охватила, главным образом, северо-восточную часть Балканского полуострова , смешавшись в центральных его регионах с более ранними пришельцами10 .

В середине I тыс. до н..э., как отмечают археологи по данным материальной культуры , начинается обособление племен южной и северной частей Иллирии, что закладывает предпосылки будущего разделения некогда единого региона на Далмацию (южный Иллирик) и Паннонию (северный Иллирик) Североиллирийский регион включал средний сектор Дуная и долину рек Савы и Дравы. Здесь господствующей формой погребения была кремация в урнах. В религиозной жизни заметную роль играли культы водных птиц: гуся и лебедя. В южной Иллирии - на восточном побережье Адриатики и прилегающих регионах - преобладала ингумация и захоронение в курганах, а в духовной сфере существенное место занимал культ птиц, обитающих на суше11 .

В югославской археологии сформировалось представление о смешанном этническом составе большей части племен Иллирии и восприятие региона как сугубо географического, а не этно-лингвистического целого12. Оживленная дискуссия 1960-70-х гг. по поводу того, кто же такие illyrii proprio dicti и где они проживали, независимо от различий взглядов, была в целом ориентирована на предельное сужение региона, изначально занятого племенем иллиров, территорией современной Албании, а именно, районом озера Шкодер. С ростом политического влияния данного племени этноним распространился на более обширный регион - от Шкодера до Неретвы13. Положение о смешанном этническом составе племен иллирийского региона доказывалось также авторами многотомного собрания эпиграфических памятников из Верхней Мезии (центральной части Балканского полуострова)14.

Исследователи обращают внимание на диахронность развития отдельных регионов Иллирии, обусловленную природно-климатическими условиями и уровнем контактов с античным миром15. Наиболее развитыми в социально-экономическом и политическом отношении были племена, обитавшие на побережье Адриатики. К ним относятся, прежде всего, обитатели южной Иллирии: энхелеи, пеоны, иллиры, тавлантии. Уже с VIII в. до н.э. они контактировали с греческими колониями, а в IV в. до н.э. стояли на пороге государственности. Несколько позднее вступили в тесное общение с античной цивилизацией обитатели северо-западной Иллирии – либурны, проживавшие на побережье Адриатики между Истрией и устьем Неретвы и вынудившие своим пиратством римлян в конце III в. до н.э. начать первую иллирийскую войну. Обитатели континентальной Иллирии, отделенные горами от приморья и балканской Греции, отставали в социально-экономическом и политическом развитии. В меньшей степени это касалось среднеиллирийского региона, где на территории современных края Косова и Македонии проживали племена ардиэев и дарданов. Как показывают материалы погребений культуры Требениште, дарданы, с V в. до н.э. совершавшие грабительские набеги на Грецию и Македонию, достаточно далеко зашли в разложении первобытно-общинных отношений16. Наиболее отсталыми были обитатели северо-восточной Иллирии – внутренней части Хорватии, западной Сербии, Боснии-Герцеговины - далматы , вошедшие в контакт с античным миром не ранее II в.до н.э., и паннонцы, впервые появившиеся в античных источниках только в связи с антиримским восстанием 6-9 г.

Политическая история древней Иллирии, а именно проблема политогенеза у иллирийцев, в значительно меньшей степени нашла отражение в югославской научной литературе, чем археолого—лингвистические сюжеты. Стоит отметить концепцию Ф.Папазоглу, согласно которой политические образования, создаваемые различными племенами иллирийского региона во второй половине I тыс.до н.э., трактуются как разные этапы единой иллирийской государственности (IV в.до н.э. – 168 г.до н.э.)17.

Проблема политогенеза в древней Иллирии стала объектом интенсивных исследований в европейском антиковедении 1960-80-х гг. Сформировалось мнение о том, что неотъемлемой чертой эпохи эллинизма является взрыв политогенеза на территориях, прилегающих к зоне античной цивилизации в IV в.до н.э. 18 Скачок в развитии политических отношений наблюдался, с точки зрения Н.Хаммонда и его последователей, в Македонии, Эпире и Иллирии, где на смену формам управления, традиционным для позднего этапа первобытно-общинного строя, пришла «территориальная монархия», типичная для эпохи эллинизма. Эту позицию разделили югославская исследовательница Ф.Папазоглу и польский иллиролог В.Пайенковски. Однако процесс развтия начал государственности в иллирийском регионе европейские историки, в первую очередь, Н.Хаммонд, представляют несколько иначе, чем Ф.Папазоглу: не как эволюцию единого обширного иллирийского царства, а как историю нескольких самостоятельных государств: иллиров, тавлантиев, пеонов.

Учитывая достижения современной науки в области исследования ранних форм управления, эти политические образования, равно как и племенные объединения ардиэев и далматов, возникшие в III-II вв. до н.э., возможно считать скорее вождествами, нежели подлинными государствами. Такой вывод возникает, во-первых, в результате анализа социальной структуры иллирийских племен. Можно говорить только о выделении племенной верхушки и складывании наиболее примитивных, коллективных форм зависимости. Кроме того, процесс урбанизации, активно развивавшийся в южной Иллирии с середины I тыс.до н.э., представлял не появление центров производства и потребления, а складывание укрепленных городищ – резиденций знати и оборонных пунктов. Нет никаких данных о территориально-административной структуре и управленческом аппатрате этих политических образований. Характер военной организации, о которой мы можем судить по античным источникам и данным археологии, позволяет говорить о племенных ополчениях, которые воевали, правда, на античный манер сомкнутым «фаланговым» строем. Иллирийские «царства» фигурируют во внешне-политической истории IVII в.до н.э. исключительно как военно-политические образования, выступавшие в качестве союзников или противников античных государств или как поставщики военных наемников.

Процесс политогенеза в иллирийском регионе сопровождался и в определенной степени был обусловлен интенсивными миграционными процессами19. В первой половине III в. до н.э. в северо-восточной Иллирии, главным образом, в долинах рек Савы и Дуная поселяются воинственные кельты-скордиски, под давлением которых обитатели континентальной Иллирии - далматы перемещаются к адриатическому побережью и занимают часть владений римских союзников: даорсов и либурнов. Другое племя - авториатов перемещается на юго-восток и вторгается в Дарданию. Другим фактором, ускорившим процесс политогенеза в Илиррии, стало ослабление Эпирского царства после краха италийской экспедиции Пирра20. Участившиеся военные конфликты как внутри Иллирийского региона, так и с государствами античного мира – характерная черта политической жизни Иллирии III-I в.до н.э. и фактор, способствовавший установлению римской гегемонии.

Политическая обстановка на западе Балкан способствовала локализации международных иллирологических исследований c конца 1980-х гг. регионом южной Иллирии (современной Албании). Заметную роль в современной иллиррологии играют научные коллоквиумы в Клермон-Ферране и Шантилли (Франция), проводимые под руководством П.Кабане21.

В заключение хотелось бы отметить серьезные расхождения в видении процессов этно- и политогенеза на территории древней Иллирии между албанской и югославской школами иллирологии. Эти расхождения, порожденные, вне всякого сомнения, государственным заказом в годы социализма, являются сегодня научной составляющей политических противоречий, существующих между албанцами и славянскими народами.

Категория: А.В. Колобов | Добавил: kidm-psu08 (01.11.2008)
Просмотров: 802 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017