История кафедры
У истоков антиковедения и медиевистики в Пермском университете стоят замечательные историки петербургской школы: Б.Л. Богаевский, Н.П. Оттокар, А.П. Дьяконов, А.В. Шмидт, А.И. Вольдемарас. Это были представители последней генерации русской дореволюционной гуманитарной интеллигенции. Им присущи знание древних и четырех основных европейских языков, глубокая источниковедческая подготовка, энциклопедическая эрудиция в специальных и общенаучных знаниях.
Первые античники, медиевисты и слависты заложили прочные основы исторического образования на Урале, но вынуждены были в силу политической ситуации, возникшей в период гражданской войны, и структурных преобразований университета покинуть Пермь. Дальнейшая судьба их была неординарной: Б.Д. Греков – академик, славист с мировым именем, крупный общественный деятель (г. Петроград с 1921 г., затем г. Москва); Б.Л. Богаевский – знаток истории древнего мира (г. Петроград с 1922 г.); А.П. Дьяконов – крупный византинист (г. Смоленск с 1934 г.); Н.П. Оттокар – выдающийся специалист по истории западноевропейского города (г. Рим с 1919 г.).
Наряду с крупными учеными из плеяды первых пермских историков вышли незаурядные политические деятели. Так, профессор А.И. Вольдемарас как ученый и политик состоялся в Литве, где в ноябре 1918 г. возглавил первое национальное правительство партии "национального прогресса". Он представлял Литовскую республику на Парижской мирной конференции (1919 г.). В 1926-1929 гг. А.И. Вольдемарас вновь избран премьер-министром и министром иностранных дел Литвы. Политическую деятельность А.И. Вольдемарас совмещал с научной и преподавательской работой. После присоединения Литвы в 1940 г. к Советскому Союзу он был репрессирован и погиб в 1942 г.
Обобщая уровень научных поисков в области древности, медиевистики, славистики на начальном этапе существования Пермского университета, следует подчеркнуть профессионализм исследований, проявившийся в актуальности как конкретно-исторической, так и методологической проблематики, в глубине изучения аспектов тем, в развитии уже сложившихся историографических концепций и внесении в них незаурядных идей. Плодотворность научной жизни была обусловлена высоким уровнем научной подготовки, компетентностью, независимостью методологической рефлексии той плеяды историков.
К сожалению, преемственность лучших исследовательских традиций была нарушена политической ситуацией 20-х гг., вызвавшей отъезд специалистов из Перми, и закрытием в 1930 г. историко-филологического факультета, восстановленного только в 1941 г.
Как исследователи первые историки Пермского университета сложились в атмосфере переоценки историографических установок XIX в., в том числе либерально-прогрессистских, чей сциентизм нередко подчинял исторический процесс какой-либо ведущей концептуальной идее. На рубеже двух веков в методологии истории и историографии господствующим общеевропейским течением было так называемое критическое направление, изучавшее историческую реальность в целом, с учетом всех ее фактов, без предвзятого обобщения. Таким образом, веяния эпохи, незаурядность исторического дарования первых ученых нашего университета обусловили становление традиций научной объективности и обоснованности учебного и научного процессов на историческом факультете.
Крупный медиевист, знаток эпохи Возрождения и Просвещения, В.Э. Крусман проработал в Пермском университете 5 лет (1917-1922). Он умер в расцвете творческих сил.
Первым профессором-славистом в Пермском университете был А.И. Коссовский, проработавший в нем с 1918 г. по 1924 г. В 1924 г. он уехал в Польшу, оптировав польское подданство. За время работы в университете ученый читал общие курсы по истории славян, спецкурсы по позднесредневековой Польше, гуситскому движению. Научные интересы А.И. Коссовского были сосредоточены на истории Польши и Сербии, исследовании общественных отношений, культуры и идеологии XIV-XVI вв. Профессиональная научная активность А.И. Коссовского в Пермском университете проявилась во всей полноте. Он написал ряд крупных работ: "Общественный строй древней Польши в новой польской историографии", "Общественные отношения в эпоху Стефана Душана", "Заселение Волыни в XVI в. в связи с развитием фольварков и татарскими опустошениями", в том числе основной труд – "Религиозно-философские воззрения Анджея Фрича-Моджевского, польского писателя XVI в.", к сожалению, оставшихся в рукописи, но не сохранившихся в архиве, что не позволяет их проанализировать и оценить.
|