Категории каталога

А.В. Колобов [18]
С. В. Рязанова [12]
А. В. Заморяхин [3]
Д.В. Бубнов [13]

Форма входа

Друзья сайта





Пятница, 29.03.2024, 17:12
Приветствую Вас Гость | RSS
КИДМ ПГУ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Публикации сотрудников кафедры » А. В. Заморяхин

Готы - тетракситы в дореволюционной отечественной историографии

Внимание дореволюционных исследователей привлекало сообщение Прокопия Кесарийского в «Войне с готами» (Procop. De bellis VIII (De bello Gothico IV) 4, 9-13; 5, 17-22; 18, 22) о готах - тетракситах, являющихся христианами и живущих у Боспорского пролива. 

Ряд специалистов (Н. М. Карамзин, П. И. Кёппен) ошибочно отождествляли их с основной массой крымских готов[1]. Большинство же справедливо видело в них совершенно отдельную часть племени. Были сделаны попытки определить место их жительства в юстинианово время. Исследователи раннего периода (И. М. Муравьёв–Апостол, Н. Н. Мурзакевич, Д. И. Иловайский) неверно населяли ими крымское побережье Боспорского пролива[2]. Во второй половине XIX в. возобладало мнение о расположении готов - тетракситов на Тамани и в районе современной Анапы (до Геленджика) (Ф. К. Брун, Ф. А. Браун, Ю. А. Кулаковский, В. В. Саханев)[3]. Как правило, данную территорию отождествляли с Эвдусией анонимного Перипла Чёрного моря и Эвлисией Прокопия. В. Г. Васильевский видел в жителях этой территории валанготов или гото-алан[4]. По мнению Ю. А. Кулаковского просьба посольства, описанного Прокопием, о предоставлении им нового епископа взамен умершего была удовлетворена, и первым деянием вновь поставленного епископа было сооружение или обновление храма, как это видно из найденной В. В. Латышевым надписи на камне[5]. Численность готов-тетракситов, на взгляд Ю. А. Кулаковского, была меньше по сравнению с готами страны Дори, так как последние во время военных действий могли выставить 3 тысячи воинов, а готы-тетракситы предоставили 2 тысячи[6].

С трудом поддавалась исследователям этимология слова «тетракситы». Архимандрит Арсений полагал, что готы так назывались по числу общин[7]. А. А. Куник видел в этнониме переиначенное слово τετράκις (четырёхкратно), говорящее о четырёх послах тетракситов к Юстиниану I[8]. Н. П. Ламбин предположил, что тетракситы – составное имя, первая часть которого произошла от четырёх климатов Готии, которые «составляли самостоятельную тетрархию, отдельную от херсонских клематов и независимую от херсонского правительства, а подчинённую непосредственно самому стратигу, как представителю императора, протектора тетрархии…»[9]. Во второй части слова он видел искажённое слово «скифы», выступавшее долгое время обобщающим для всех северопонтийских племён. Таким образом, название тетракситы Н. П. Ламбин переводил как скифы тетрархии[10]. В. Г. Васильевский, исходя из того, что готы-тетракситы обитали там, где позже находилась Тмутаракань, выдвинул версию, что слово «тметракситы» исказилось у Прокопия в «тетракситы»[11].

Что касается дальнейшей судьбы готов-тетракситов, то Ф. А. Браун кратко замечал, что погибли они раньше своих крымских соплеменников[12]. По его версии именно тетракситы были теми готами, которые в 823 г. принимали участие в восстании Фомы против Михаила II, а также могли находиться в войске абхазского князя Бера, жившего в земле сарматов, напавшем в 943 г. на город Карс. «Царёва дочь из Обез», на которой в 1154 г. женился Изяслав Мстиславич, по предположению Ф. К. Бруна, вполне могла быть родственницей князя тетракситов, соседа тмутараканских князей, удерживающегося на черноморском побережье. Отголоски готских имён исследователь обнаружил также в ряде имён грузинских вельмож[13]. Ю. А. Кулаковский полагал, что готы-тетракситы сохраняли «национальную самостоятельность» и после Юстиниана I, так как «Слово о полку Игореве» упоминает о готах в Приазовье»[14].

В 1911-1912 гг. В. В. Саханев предпринял раскопки Борисовского могильника неподалёку от Геленджика. В северо-восточной его части, где были сосредоточены погребения в каменных гробницах, предметный инвентарь захоронений был весьма схож с инвентарём нижнего слоя крымских могильников, принадлежащих готам (Суук-Су, Бал-Гота, Артекского и др.). Однако В. В. Саханев, сопоставив известия нарративных источников с географией и топографией  местности, отрицал принадлежность данных погребений готам-тетракситам и приписывал их зикхам[15].

Таким образом, дореволюционные исследования внесли определённую лепту в изучение проблемы готов-тетракситов. Были проанализированы относящиеся к ним нарративные источники и  достаточно точно определена территория их расселения. Предпринимались попытки выяснить этимологию слова «тетракситы» и проследить их дальнейшую судьбу. Археологические раскопки позволили установить несомненную связь материальной культуры готов-тетракситов с культурой крымских готов. Изыскания дореволюционных специалистов заложили основу дальнейшего изучения вопроса.

 

 

Опубликовано:

Новый Гиперборей. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 2004. С. 71-73.



[1] См.: Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989. Т. 2. Стб. 56; Кёппен П. И. О древностях южного Крыма и гор Таврических// Крымский сборник. СПб., 1837. С. 114.

[2] См.: Муравьёв-Апостол И. М. Путешествие по Тавриде в 1820 году. СПб., 1823. С. 188; Мурзакевич Н. Н. История генуэзских поселений в Крыму. Одесса, 1837. С. 48-49; Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю. Изд. 2-е. М., 1882. С. 175.

[3] См.: Брун Ф. К. Черноморские готы и следы долгого их пребывания в России// Записки Академии Наук. Т. 24. Кн. 1 СПб., 1874. С. 19; Васильевский В. Г. Введение в Житие Стефана Сурожского// Труды. Т. 3. Пг., 1915. С. CCLXXXII; Браун Ф. А. Готы// энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона. Т. 9. СПб., 1893. С. 443; Кулаковский Ю. А. К объяснению надписи с именем императора Юстиниана, найденной на Таманском полуострове// ВВ. Т. 2. СПб., 1895. С. 193; Саханев В. В. Раскопки на северном Кавказе в 1911-12 годах// Известия Археологической комиссии. Вып. 56. Пг., 1914. С. 168-170, 173.

[4] См.: Васильевский В. Г. Русско-византийские отрывки. VII. Житие Иоанна Готского// Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1878. Ч. 195, январь. С. 109-110.

[5] См.: Кулаковский Ю. А. Ук. соч. С. 192-197.

[6] См.: Там же. С. 194.

[7] См.: Арсений. Готская епархия в Крыму// Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1873. Ч. 165, январь. С. 60.

[8] См.: Куник А. А. О записке готского топарха. Записки Академии Наук. Т. 24. Кн. 1 СПб., 1874. С. 133-134.

[9] Ламбин Н. П. О Тмутараканской Руси// Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1874. Ч. 171, январь. С. 94-95. Прим. 1. 

[10] См.: Там же. С. 94-95. Прим. 1.

[11] См.: Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского. С. 110; Васильевский В. Г. Введение в Житие… С. CCLXXXII.

[12] См.: Браун Ф. А. Ук. соч. С. 443.

[13] См.: Брун Ф. К. Ук. соч. С. 21-22.

[14] Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. Изд. 2-е. Киев, 1914. С. 62. Ср.: Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского. С. 111-112.

[15] См.: Саханев В. В. Ук. соч. С. 165-175.

Категория: А. В. Заморяхин | Добавил: kidm-psu08 (13.12.2008)
Просмотров: 2221 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024