Внимание дореволюционных исследователей привлекало сообщение Прокопия Кесарийского в «Войне с готами» (Procop. De bellis VIII (De bello Gothico IV) 4, 9-13; 5, 17-22; 18, 22) о готах - тетракситах, являющихся христианами и живущих у Боспорского пролива.
Ряд специалистов (Н. М. Карамзин, П. И. Кёппен) ошибочно отождествляли их с основной массой крымских готов. Большинство же справедливо видело в них совершенно отдельную часть племени. Были сделаны попытки определить место их жительства в юстинианово время. Исследователи раннего периода (И. М. Муравьёв–Апостол, Н. Н. Мурзакевич, Д. И. Иловайский) неверно населяли ими крымское побережье Боспорского пролива. Во второй половине XIX в. возобладало мнение о расположении готов - тетракситов на Тамани и в районе современной Анапы (до Геленджика) (Ф. К. Брун, Ф. А. Браун, Ю. А. Кулаковский, В. В. Саханев). Как правило, данную территорию отождествляли с Эвдусией анонимного Перипла Чёрного моря и Эвлисией Прокопия. В. Г. Васильевский видел в жителях этой территории валанготов или гото-алан. По мнению Ю. А. Кулаковского просьба посольства, описанного Прокопием, о предоставлении им нового епископа взамен умершего была удовлетворена, и первым деянием вновь поставленного епископа было сооружение или обновление храма, как это видно из найденной В. В. Латышевым надписи на камне. Численность готов-тетракситов, на взгляд Ю. А. Кулаковского, была меньше по сравнению с готами страны Дори, так как последние во время военных действий могли выставить 3 тысячи воинов, а готы-тетракситы предоставили 2 тысячи.
С трудом поддавалась исследователям этимология слова «тетракситы». Архимандрит Арсений полагал, что готы так назывались по числу общин. А. А. Куник видел в этнониме переиначенное слово τετράκις (четырёхкратно), говорящее о четырёх послах тетракситов к Юстиниану I. Н. П. Ламбин предположил, что тетракситы – составное имя, первая часть которого произошла от четырёх климатов Готии, которые «составляли самостоятельную тетрархию, отдельную от херсонских клематов и независимую от херсонского правительства, а подчинённую непосредственно самому стратигу, как представителю императора, протектора тетрархии…». Во второй части слова он видел искажённое слово «скифы», выступавшее долгое время обобщающим для всех северопонтийских племён. Таким образом, название тетракситы Н. П. Ламбин переводил как скифы тетрархии. В. Г. Васильевский, исходя из того, что готы-тетракситы обитали там, где позже находилась Тмутаракань, выдвинул версию, что слово «тметракситы» исказилось у Прокопия в «тетракситы».
Что касается дальнейшей судьбы готов-тетракситов, то Ф. А. Браун кратко замечал, что погибли они раньше своих крымских соплеменников. По его версии именно тетракситы были теми готами, которые в 823 г. принимали участие в восстании Фомы против Михаила II, а также могли находиться в войске абхазского князя Бера, жившего в земле сарматов, напавшем в 943 г. на город Карс. «Царёва дочь из Обез», на которой в 1154 г. женился Изяслав Мстиславич, по предположению Ф. К. Бруна, вполне могла быть родственницей князя тетракситов, соседа тмутараканских князей, удерживающегося на черноморском побережье. Отголоски готских имён исследователь обнаружил также в ряде имён грузинских вельмож. Ю. А. Кулаковский полагал, что готы-тетракситы сохраняли «национальную самостоятельность» и после Юстиниана I, так как «Слово о полку Игореве» упоминает о готах в Приазовье».
В 1911-1912 гг. В. В. Саханев предпринял раскопки Борисовского могильника неподалёку от Геленджика. В северо-восточной его части, где были сосредоточены погребения в каменных гробницах, предметный инвентарь захоронений был весьма схож с инвентарём нижнего слоя крымских могильников, принадлежащих готам (Суук-Су, Бал-Гота, Артекского и др.). Однако В. В. Саханев, сопоставив известия нарративных источников с географией и топографией местности, отрицал принадлежность данных погребений готам-тетракситам и приписывал их зикхам.
Таким образом, дореволюционные исследования внесли определённую лепту в изучение проблемы готов-тетракситов. Были проанализированы относящиеся к ним нарративные источники и достаточно точно определена территория их расселения. Предпринимались попытки выяснить этимологию слова «тетракситы» и проследить их дальнейшую судьбу. Археологические раскопки позволили установить несомненную связь материальной культуры готов-тетракситов с культурой крымских готов. Изыскания дореволюционных специалистов заложили основу дальнейшего изучения вопроса.
Опубликовано:
Новый Гиперборей. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 2004. С. 71-73.
|