Категории каталога

А.В. Колобов [18]
С. В. Рязанова [12]
А. В. Заморяхин [3]
Д.В. Бубнов [13]

Форма входа

Друзья сайта





Четверг, 18.04.2024, 07:20
Приветствую Вас Гость | RSS
КИДМ ПГУ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Публикации сотрудников кафедры » А. В. Заморяхин

О последних крымских готах(по материалам отечественной историографии XIX – начала XX вв.)

Начиная с середины III в. горные районы юго-западного Крыма заселяются пришедшими с берегов Балтики племенами готов. Вплоть до второй половины XV в. они проживают на этих землях, сохраняя племенное и культурное единство. В 1475 г. турки, напавшие на Крым, уничтожили готскую государственность. Следующие триста лет остатки готского народа находились под турецким владычеством.

В 1562 г. посол римского императора Фердинанда I Авгерий Гизлер фон Бусбек, будучи в Константинополе, разговаривал там с двумя крымскими готами и нашёл в их речи много немецких слов (Арсений, 1873. - С. 67). В это время готы в Крыму ещё сохраняли собственный язык и самосознание. Но в то же время происходил неуклонный процесс ассимиляции. Один из встреченных Бусбеком готов уже забыл родной язык, зато научился греческому. Таким образом, остатки готов эллинизировались, а потом отатарились (Куник А. А., 1874. - С. 142). Они перешли в мусульманскую веру, постепенно переняли язык крымских татар, живших на соседних землях. Путешественники, бывавшие в Крыму в XVII-XVIII вв. готов уже не встречали. Вероятно, они постепенно «смешались с греками, армянами и другими христианами или совершенно исчезли в массе татар» (Брун Ф. К., 1874. - С. 51).

Известия XVII-XVIII вв. информируют только о положении дел в Готской митрополии (См. об этом: Арсений, 1873. -  С. 74; Васильевский В. Г., 1878. - С. 154; Браун Ф. А., 1890. - С. 90). Число христиан, в связи с отатариванием значительной части готов, неуклонно сокращалось. Сокращалось и количество готов, помнивших о своих корнях, об истории своего народа, забывался родной язык. В документах они уже именовались крымскими греками.

Притеснение христиан со стороны турецких властей, бесправие, тяжёлые подати и налоги, упадок традиционной культуры (большинство христиан настолько усвоило татарский язык, что готскому митрополиту в середине XVIII в. приходилось проповедовать на нём, дабы быть понятым) привели к тому, что 16 июня 1778 г. уполномоченными от православного населения Крыма была отправлена просьба Екатерине II о принятии их под своё покровительство  и дозволении переселиться на российские земли. 21 мая 1779 г. готский митрополит Игнатий лично из рук императрицы получил грамоту, где крымским христианам жаловались земли на берегу Азовского моря (Жалованная Грамота…,1830. - С. 824-825). В конце того же 1779 года переселение состоялось во вновь основанный город Мариуполь и близлежащие местности (Арсений, 1873. - С. 83-84). После смерти митрополита  Игнатия в 1786 г. «митрополия Готфийская и Кафийская» была упразднена и мариупольские греки были присоединены к епархии Словенской и Херсонской (Латышев В.В., 1914. - С. 4).

В 1770 г. немецким исследователем Бюшингом в 6-м издании его «Нового землеописания» крымские немцы, под которыми, вероятнее всего, подразумевались готы, имевшие, как известно германские корни, названы ещё живым народом; в 8-м издании того же труда, вышедшем в 1787 г. они относятся автором к народам уже исчезнувшим (Будилович А.С., 1892. - С. 346). А. А. Куник предположил, что «несколько капель готской крови» ещё течёт в жилах тех греков, что переселились в Мариуполь (Куник А.А., 1874. - С. 142). По данным восьмой переписи 1834 г. в Екатеринославской  губернии, к которой относился Мариуполь с окрестностями, проживало 32633 грека (Кёппен П.И., 1853. - С. 37), в числе переселенцев же значился 18391 грек (Браун Ф.А., 1890. - С. 78).

В 1890 г. приват-доцент Императорского Санкт-Петербургского университета Ф.А. Браун, занимавшийся последними судьбами крымских готов, отправился для проведения раскопок в Крым. По пути он заехал в Мариупольский уезд Екатеринославской губернии с целью отыскания здесь остатков готской жизни и проверки предположения А. А. Куника, с которым был полностью согласен (Там же. - С. 78-92). Для достижения цели Ф.А. Браун беседовал с потомками переселенцев (сыновьями, реже внуками), со священниками - также потомками переселенцев, осматривал церковную утварь. Ясных следов готской жизни он не обнаружил ни в лексиконе татарского говора переселенцев, ни в преданиях. Его рассказы о былом могуществе готов в Крыму вызывали у собеседников неподдельное удивление. В церквях Ф.А. Брауном был найден ряд предметов, сохранившихся с крымских времён, самым древним из которых была серебряная чаша 1599 г. В греческих надписях на этих предметах была масса орфографических ошибок.

В то же время Ф. А. Браун в каждой из посещённых им деревень встретил одного или нескольких людей антропологического типа, названного им «готским»: «ростом повыше греков, вместе с тем более крепкого, широкого телосложения, глаза тёмно-голубые, не такие широкие, как у греков, волосы золотистого цвета с рыжеватым оттенком…, цвет лица, как у всех блондинов, нежный, щёки и губы алые, нос короткий, прямой…» (Там же. - С. 84). Проявление этого «чисто готского» типа он объяснял атавизмом, проявлением готской крови в жилах потомков переселенцев. По опросам Ф. А Браун выяснил, что примеси великорусского светлого типа у этих людей не было. Сравнительную редкость светлого германского типа в этих краях Ф. А. Браун объяснял тем, что в борьбе двух типов, светлого и смуглого, всегда побеждает тёмный.

Выводы Ф. А. Брауна, уже в советское время взялся проверить антрополог Г. И. Петров, участвовавший в экспедиции в Эски-Кермен в 1928-1929 гг. (Петров Г.И., 1929. - С. 296-297). Свои исследования он проводил в ближайшей к раскопкам деревне Черкес-Кермен, которая находилась в глубоком горном ущелье, в стороне от проезжих дорог, что способствовало сравнительной устойчивости и чистоте её этнических элементов. В конце 1920-х гг. все жители деревни считали себя татарами, говорили на татарском языке и признавали ислам. Но, по их рассказам, ещё в XIX в. в деревне были развалины греческой церкви и говорили на греческом языке. Часть жителей Черкес-Кермена в конце XVIII в. переехала в Мариупольский уезд.

По исследованиям Г. И. Петрова, у жителей деревни сохранились некоторые черты физического облика крымских готов – высокий рост, светлая окраска волос, глаз и кожи, и т. д. Для сравнения он приводил изображение древнего германца из «Лексикона по доисторической археологии» Макса Эберта и фото жителя Черкес-Кермена. Сходство их очень велико. В то же время, наряду со «светлым» антропологическим типом, в Черкес-Кермене исследователю встретились обладатели совершенно иных морфологических особенностей – как у народов Кавказа и Турции. Наличие у жителей деревни «светлого» типа Г. И. Петров связывал с обитанием там в прежние времена германцев-готов. При этом он отмечал необходимость подробного антропологического изучения мариупольских греков для углубления проработки готской проблемы.

С этой целью через несколько лет он совершил поездку в Мариупольский округ УССР. Однако, обнаружилось, что «готский» тип Брауна встречается там лишь в качестве исключения, и что морфологические признаки проявляются отнюдь не в менее смешанном виде, чем у крымского населения (Петров Г. И., 1935. - С. 17). Вероятно, это можно объяснить размыванием «светлого (готского)» типа, произошедшим со времён наблюдений Брауна.

Таким образом, в XIX- начале XX вв. отечественными исследователями были проведены работы по выявлению судеб крымских готов и остатков их культурного и антропологического наследия среди современного населения. В результате поисков выяснилось, что уже во времена турецкого господства готы теряют своё этническое  самосознание, забывают родной язык и исторические предания о собственном народе. Сохранявшиеся остатки «светлого (готского)» антропологического типа постепенно исчезли в местах прежних готских поселений, сходя фактически на нет к началу 1930-х гг.

 

Литература:

1.       Арсений. Готская епархия в Крыму // Журнал министерства народного просвещения. 1873. Ч. 165, январь. С.60-86.

2.       Браун Ф. А. Мариупольские греки // Живая старина. 1890. Вып. 2. С.78-92.

3.       Брун Ф. К. Черноморские готы и следы долгого их пребывания в Южной России // Записки Императорской Академии наук. СПб., 1874. Т.24. Кн. 1. С.1-60.

4.       Будилович А. С. Общеславянский язык в ряду других общих языков древней и новой Европы. Варшава, 1892. Т.1.

5.       Васильевский В. Г. Русско-византийские отрывки. VII. Житие Иоанна Готского // Журнал министерства народного просвещения. 1878. Ч.195, январь. С.86-154.

6.       Жалованная Грамота христианам греческого закона, вышедшим из Крыма в Азовскую губернию на поселение // Полное Собрание Законов Российской Империи. СПб., 1830. Т.20.  С.824-825.

7.       Куник А. А. О записке готского топарха // Записки Императорской Академии наук. СПб., 1874. Т.24. Кн.1. С.61-160.

8.       Кёппен П. И. Об этнографической карте европейской России. СПб., 1853.

9.       Латышев В. В. К начальной истории г. Мариуполя. Одесса, 1914.

10.    Петров Г. И. Об антропологических материалах Эски-Керменской экспедиции // Известия Академии истории материальной культуры. М.- Л., 1935. Вып.117. С.12-17.

11.    Петров Г. И. Потомки готов в Советском Крыму // Вестник знания. 1929. №7. С.296-297.

 

 

Опубликовано:

Культурология традиционных сообществ: Материалы Всероссийской научной конференции молодых учёных. Омск, 8-9 февраля 2002 г. Омск, 2002. С. 23-27.

Категория: А. В. Заморяхин | Добавил: kidm-psu08 (13.12.2008)
Просмотров: 1041 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024