Категории каталога

А.В. Колобов [18]
С. В. Рязанова [12]
А. В. Заморяхин [3]
Д.В. Бубнов [13]

Форма входа

Друзья сайта





Четверг, 28.03.2024, 14:12
Приветствую Вас Гость | RSS
КИДМ ПГУ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Публикации сотрудников кафедры » С. В. Рязанова

МЕДИТАЦИЯ В РЕЛИГИЯХ НОВОГО ТИПА

В последнее время медитация стала одним из наиболее популярных терминов, употребляемых для характеристики духовной практики. В наибольшей степени это коснулось неоориенталистских культов, которые зачастую делают это понятие ключевым. Основным аргументом в пользу применения медитации становится древность данной практики.

К сожалению, сама природа медитативного опыта сложно поддаётся внешнему изучению и идентификации для выяснения источников происхождения методик, используемых на Востоке. Однако существенные выводы можно сделать, исходя из множества предлагаемых пособий по медитации. Сам термин «медитация» не является восточным по происхождению и представляет собой вестернизированный вариант восточной «дхьяны». Дхьяна представляет собой заключительное состояние равномерного потока сознания, при котором фиксирование ума на определённой точке приводит к состоянию созерцания. Это мост, способствующий переходу к Абсолюту и отождествлению с ним. Фактически дхьяна становится образом жизни и замещает собой всю человеческую активность.

Трактовки медитации, предлагаемые основателями и распространителями новых религий, существенно отличаются от традиционных. Прежде всего, медитативная практика ставится в зависимость от интересов человека. Он выступает как деятельное начало, существо, способное познать Бога и овладеть законами природы, могущее само уподобиться всевышнему.

Когнитивное могущество оборачивается и огромным эмоциональным потенциалом. Человек не только становится внутренне единым, он способен высвободить глубины своего подсознания, возвыситься над положительными и негативными сторонами бытия.

Отдельно хочется отметить повсеместно упоминаемую в литературе простоту и эффективность предлагаемой техники в сочетании с её научностью. Это свидетельствует о полусветской природе новых религий. Акцент на потребности человека сразу меняет соотношение между ним и медитацией как феноменом. Медитация уже выступает не как способ соединения с Абсолютом, а как одна из частей в наборе методик для реализации человеческих притязаний. При этом высшее начало из цели становится средством, очередным этапом для расширения субъективных возможностей.

Возможные результаты практик, как рекламируется, большей частью служат улучшению человеческого здоровья, улучшению различных аспектов существования социума, расширению потенциала индивида. Всё это означает переориентировку традиционных практик и их трансформацию в сторону развития привычной для Запада субъективности.

Восточное совершенствование всегда означало стремление к максимальному совпадению с миропорядком, без учёта интересов и потребностей человека. Современные практики рассматривают медитативный процесс с точки зрения выгоды от этого занятия.

В описании результатов медитации можно найти содержащуюся в скрытом виде идею сверхчеловека – носителя ранее недостижимых свойств, хозяина Вселенной. Примечательно, что этого состояния можно легко достигнуть, с незначительными ограничениями в образе жизни.

Возрастание роль человека в медитации прослеживается и в смене самого объекта медитации. Место Абсолюта заступает гуру, учитель. Портреты гуру обязательно присутствуют при медитации, занимают центральное место на алтарях. Мастер выступает как некий проводник, посредник между человекрм и высшим началом, а не транслятором традиции, как на Западе. Так в образе Мастера прорабатывается христианская модель Богочеловека.

Обожествление учителей идёт как создание сублимированного варианта антропоморфного бога, более понятному неофитам из западной культуры. Одновременно образ гуру служит и наглядным примером для демонстрации способностей человека и его почти неограниченных возможностей.

Особую роль играет групповая форма медитативной практики. Она выступает как социально-психологический фактор, снимая для современного человека проблему одиночества. Группа практикующих в процессе медитации становится мини-общиной, дающей ощущение стабильности и психологического комфорта.

Фактически, медитация является в новых религиях одним из компонентов, формирующих новую модель социального поведения, которая заменяет пустотность светской культуры Запада.

Категория: С. В. Рязанова | Добавил: kidm-psu08 (13.12.2008)
Просмотров: 606 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024