Категории каталога

А.В. Колобов [18]
С. В. Рязанова [12]
А. В. Заморяхин [3]
Д.В. Бубнов [13]

Форма входа

Друзья сайта





Суббота, 20.04.2024, 15:09
Приветствую Вас Гость | RSS
КИДМ ПГУ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Публикации сотрудников кафедры » С. В. Рязанова

НОВЫЕ РЕЛИГИИ КАК ПРОДУКТ И ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Неорелигиозные образования распространились внутри западной и постсоветской цивилизаций  как защитная реакция определённой части членов социума на девальвацию социальных ориентиров и ценностей. Учения новых религий и связанная с ними культовая практика в определённой мере компенсируют эту девальвацию ориентиров и ценностей.

Причина того, что особую популярность по всему миру получили религии синтезного характера, кроется в самой природе новых конфессиональных образований. Для части учений характерны догматизм, узость определений и явный антропоцентризм, свидетельствующий о том, что неофит здесь встречается не с древней традицией, а с разного рода реформаторскими течениями, на которые сильное воздействие оказала сама западная культура. В особой мере это касается доктрин так называемых неоориенталистских культов. К нововведениям, использованным основателями этих сравнительно молодых учений, относятся новое осознание окружающего мира, возвышение статуса человека, придание гуру роли обновителя религиозной системы. Отдельно необходимо отметить часто встречающееся упрощённое изложение самих учений.

Почти во всех новых религиях значительную долю составляют элементы христианской культуры, касающиеся места человека в мире, его отношения к Абсолюту, будущего мира и человечества. Внесение положений христианства повлекло за собой появление у новых религий таких характерных черт, как эсхатология, прозелитизм, прагматизм, ориентирующий на успех в общественной деятельности.

Несомненным является внесение в доктрины новых религий представлений, заимствованных из светской культуры. Положения о человеке как извечном и близком творцу существе, апология научного знания, декларирование свободного выбора религиозной веры служат подтверждением тому.

Именно синкретизм неорелигиозных образований, наличие в них черт западной культуры служат объяснением их популярности на Западе. Являясь продуктом диалога разных культур и эпох, они сочетают в себе реализацию потребности в социальных ориентирах с сохранением достижений западной цивилизации.

На современном этапе своего существования новые религии уже начинают выступать как пространство диалога культур и одно из его условий. Синтезная природа учений делает возможным их восприятие в рамках любого типа современных культур. При этом диалог осуществляется на уровне личности верующего.

Появление новых религий практически по всему миру свидетельствует о том, что светская культура, ставшая космополитичной, рождает проблемы, присущие разным цивилизациям. Новые учения реализуют потребности современного человека в эффективно функционирующей поведенческой и мировоззренческой модели. Поэтому обращение к ним не определяется половозрастной и другими демографическими характеристиками, а зависит лишь от формы реализации каждой личности в культуре, от её мировоззренческих и ценностных установок.

Категория: С. В. Рязанова | Добавил: kidm-psu08 (13.12.2008)
Просмотров: 678 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024