Форма входа

Друзья сайта





Воскресенье, 23.07.2017, 15:36
Приветствую Вас Гость | RSS
КИДМ ПГУ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Различные публикации » А.Ф. МЕЛЬНИЧУК , М.В. ВЫЛЕЖНЕВА.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ХАЛЦЕДОНА- САПФИРИНА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ КАК ИНДИКАТОР КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ ПРИКАМЬЯ С САРМАТСКИМ МИРОМ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИ

В 1991 г. при исследовании Мокинского могильника близ г. Перми ( погребение 98 ) обнаружена античная гемма ( фалера по О.Я.Неверову). , изображавшая лицо ребенка ( Амура ) с характерной позднеэллинистической косичкой, изготовленная из голубовато- серого халцедона- сапфирина. ( Колобов А.В., Мельничук А.Ф., Кулябина Н.В., 1999 ). Эта яркая находка сразу привлекла внимание, так как она давала возможность не только более или менее датировать погребение, но и привела, учитывая редкость этой разновидности халцедона - сапфирина, к идеи картографировать изделия , изготовленного из него, на карте Восточной Европе, с тем чтобы решить вопрос – каким образом эти неожиданные предметы появились в Среднем Прикамье.

Предварительная обработка опубликованных источников показала , что на территории Восточной Европы можно вычленить три основных ареала распространения изделий из сапфирина : 1-Крым; 2- Приазовье ( бассейн Кубани и Нижнего Дона);3- Волго-Камье. Отдельные находки изделия из сапфирина обнаружены в бассейне р. Дуная и в верхнем течении р. Днепра.

Однако вызывало недоумение, что основной южный ареал распространения предметов ( Крым , Приазовье ) резко отдалялся от северного ( Волго-Камья ).

Типологически предметы из сапфирина представляют собой круглые диски , которые применялись в качестве наверший для рукояток мечей и кинжалов, характер которых по справедливому мнению М.Г. Мошковой,, служило этническим признаком какой- то племенной организации поздних сармат. ( Мошкова М.Г.,1989). Что характерно в междуречье Волги и Урала халцедоновые навершия мечей практически не встречаются, исключая нефритовые. Навершиям позднесарматских мечей часто сопутствуют крупные халцедоновые бусы, которые, согласно А.М. Хазанову, использовались для украшения кистей или темляков этого боевого вооружения. ( Хазанов А.М., 1971).

Исключительно интересно . что аналогичные предметы , причем в значительном количестве неожиданно распространяются в ареале мазунинской культуры ( Тураево – крупные халцедоновые бусы) и особенно в системе азелинской общности в междуречье Волги и Вятки, где для женских погребальных комплексов , помимо халцедоновых бус , чрезвычайно свойственны нагрудные украшения в виде халцедоновых дисков , которые по всем параметрам совпадают с аналогичными халцедоновыми навершиями менчей сармат Приазовья. ( Генинг В.Ф., 1963 )

Кроме того отдельные изделия из халцедона- сапфирина обнаружены в погребениях поздних сармат в басейне р. Белой. Это дает основание предполагать, что сарматский мир осуществлял в результате обменных операций своеобразный выброс предметов из халцедона в ареал таежного финно-угорского населения, где эти предметы играли культовую роль- изображение луны.

Согласно современной периодизации могильников поздней стадии железного века в Волго-Вятском междуречье изделия из сапфирина в некропрлях этого периода датируются в пределах Ш –1Ув. н.э. ( Лещинская Н.А.,1995)

На наш взгляд совершенно права М.Г. Мошкова , которая определяла оформление наверший позднесарматских мечей как этнических признак. Недаром, особая концентрация находок мечей с халцедоновыми навершиями и крупными бусами- темляками наблюдается в Приазовье.

Не исключено , что именно определенное сарматское племя, возможно аорсы, контролировало поступление сапфирина из Средней Азии, в качестве необработанного сырья в Танаис, откуда он поступал в полисы Крыиа, где античные мастера изготовляли для варваров бусы- темляки и навершия для мечей. Остальная часть сырья уходила в метрополию, где она использовалась для изготовления высокохудожественных изделий - геммы типа находки из Мокино.

На наш взгляд ,возможно, именно аорсы , или их потомки, имели летние кочевья в районе бассейна р. Белой и оказывали существенное культурное влияние на таежные финно-угорские племена азелинско- мазунинского культурного круга, где , особенно у азелинцев , происходила аккумуляция в результате обменных операций, халцедоновых- дисков- наверший. Скорее всего именно азелинское население в таежной полосе контролировало поступление лунного камня- сапфирина, поставляя только лишь на соседнюю финно- угорскую периферию отдельные крупные бусы ( украшения темляков мечей – Сайгатский могильник, Гляденовское, Слепушкинское, Ильинское костища , Кудащевский, Верхне-Ирьякский могильники и т.д.).

Предварительный опыт картографирования редких по минералогическому характеру находок, дает основание определять пути миграций древних сарматских племен., которые имея безусловные связи с античном миром были основными проводниками античного влияния на дальнюю первобытную периферию.

Генинг В.Ф. Азелинская культура Ш-У вв. до н. э. // Вопросы археологии Урала. Вып. 5. Ижевск, 1963

Колобов А.В., Мельничук А.Ф., Кулябюина Н.В. Римская фалера из Пермского Приуралья // ВДИ , 1, 1999

Мошкова М.Г. Позднесарматская культура // Степи Евразийской части СССР в скифо- сарматское время. Археология СССР.М.1989

Лещинская Н.А. Хронология и периодизация могильников в бассейне р. Вяткиё // Типология и датировка археологических материалов Восточной Европы. Ижевск , 1995

Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. М., 1971

Категория: А.Ф. МЕЛЬНИЧУК , М.В. ВЫЛЕЖНЕВА. | Добавил: kidm-psu08 (01.11.2008)
Просмотров: 1137 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017